Вера Кичанова: Если муниципальным депутатам дадут деньги, начнется движуха

26/04/2012 - 12:04 (по МСК) Никита Белоголовцев
Корреспондент Slon.ru Вера Кичанова, став муниципальным депутатом, рассказала, есть ли в муниципальных советах место молодым.

Белоголовцев: Настало время нашей постоянной рубрики «Чай со слоном» и рядом со мной Веру Кичанову, корреспондента Slon.ru.

Кичанова: Доброе утро.

Белоголовцев: Примечательно, что Вера сегодня в двух ипостасях: не только как корреспондент Slona, но и как муниципальный депутат, не так давно избранный. Вера, будем обсуждать твой текст, опубликованный сегодня на Slone - «Детские площадки и Конституционный суд». Насколько я понимаю, это одна из заметок, записок муниципального депутата.

Кичанова: Вторая.

Белоголовцев: Вторая. Правильно ли я понимаю стержневую проблему в жизни муниципального депутата, о которой ты здесь пишешь, что от тебя что-то требуют люди, с которыми ты общалась, за которые за тебя голосовали, но при этом полномочий что-то сделать у тебя, по сути, нет никаких?

Кичанова: Да, абсолютно правильно. Я во втором тексте как раз и описала несколько проблем, о которых мне сообщили жители. У меня главным лозунгом программы была открытость власти. Подавая пример, я везде опубликовала все координаты и мне звонят периодически. И вот мне сообщают, что там нужно покрасить детские площадки, вот тут нужно пустить дополнительный автобус, а вот тут вот мешает спать генератор от торгового центра и нужно что-то делать. И я консультируюсь со старшими коллегами, со знакомыми, которые уже имеют опыт муниципальных депутатов, они мне рассказывают, что нужно делать, какую нужно написать бумажку, куда ее подать. Все это довольно муторная долгая работа.

Белоголовцев: Как любая работа во власти.

Кичанова: Да-да. То есть, это не только бумажку надо написать, это надо, действительно, сходить, обойти, например, дом, расспросить жителей, есть ли такая проблема, записать на видео можно это все и потом с этим пойти в нужную инстанцию, подать бумажку, ждать 30 дней и дождаться, возможно какой-то формальной отписки, которая реально ничего не решит и дальше с этим идти к жителям …

Белоголовцев: И объяснять: я сделала все, что было в моих силах?

Кичанова: Да.

Белоголовцев: Я правильно понимаю, что как раз пересмотр вот этой ситуации, когда муниципальные депутаты не имеют вообще никаких прав и никаких реальных возможностей для изменения ситуации, именно по этому поводу вчера ты и твои коллеги подали обращение в Конституционный суд?

Кичанова: Да. Именно поэтому.

Белоголовцев: В двух словах расскажи, в чем суть, чтобы люди, не прогруженные в тонкости муниципального управления, поняли, о чем идет речь.

Кичанова: У нас есть 131-я статья Конституции, которая гарантирует нам местную власть, то есть полномочия муниципальной власти. И во всей стране они есть. Есть у нас два города федерального значения – Москва и Санкт-Петербург, которые по указу с 2003-го года имеют совершенно особый статус муниципальной власти, который можно описать словами, что никаких полномочий нет. То есть, администрация, соответственно, Мэрия Москвы, администрация Петербурга сама выбирает, какие полномочия оставить за собой, а какие передать местной власти. Легко догадаться, что не будет она передавать большую часть полномочий. Поэтому у нас вот такая ситуация.

И при этом у нас, как мы все знаем, скоро появится так называемая «Новая Москва», то есть, присоединят к Москве еще часть территории на юго-западе, а там как раз есть вот эти реально действующие органы на том уровне, на котором во всей остальной России. То есть, есть органы самоуправления, у которых есть действительно полномочия, например, по градостроительству, по озеленению и т.д. И если хотя бы с помощью Конституционного суда можно будет уравнять полномочия нашей большей части Москвы, депутатов «Старой Москвы» с полномочиями депутатов «Новой Москвы» - это будет хорошо.

Белоголовцев: Мы задавали вопрос в Twittere перед разговором с тобой, который звучит следующим образом: вам тоже кажется, что от муниципального совета в данный момент ничего практически не зависит, или делать новый совет района уже неплохо для начала? И один из наших подписчиков ответил, что участники райсоветов, приближенные к бюджету люди, пилят мелкие, но бабки. То есть понятно, что сейчас физической возможности пилить что-либо нет. Нет ли у вас, не знаю, ощущения и знания того, что действительно то, что вы требуете - это де-факто доступ к очень серьезным деньгам городского бюджета и что вот за вот эти деньги Управа и Префектура будут биться с вами до последнего?

Кичанова: Будут, конечно. У нас, кстати, не очень большой бюджет у Южного Тушина. У Щукино в несколько раз больше, например (соседнего района).

Белоголовцев: О каких суммах идет речь?

Кичанова: Я сейчас боюсь ошибиться. В моей первой колонке указаны вот эти цифры. Лучше зайдите на Slon, почитайте. Можно сейчас, наверное, посмотреть.

Белоголовцев: Нет ли ощущения, что происходит такая странная история, потому что когда вас допускали к депутатству, условно говоря, во время избирательной кампании, вы приходили, в общем, по одним правилам. Твой коллега, не твой коллега, а например, избранный депутат Максим Кац открыто говорил, ребята, от нас ничего не зависит, мы так идем попробовать. А сейчас, уже избравшись, вы говорите о том, что неплохо было бы поменять правила игры? Есть в этом некоторая несостыковка.

Кичанова: У нас с Максом разная тактика. Как раз он говорил о том, что «от меня ничего не зависит», «я иду просто попробовать, поучиться». Я сразу говорила, у меня одним из пунктов программы последним было то, что нужно требовать расширения полномочий, потому что есть мы, избранные люди, нас можно переизбрать, можно не переизбрать, а есть люди, которые в управе сидят 20 лет, 30 лет.

Белоголовцев: Тебе не кажется, что если действительно ваша инициатива будет поддержана и вам расширят полномочия, то это, собственно, меняет в корне структуру того, чем вам надо заниматься? Потому что сейчас, насколько я понимаю, муниципальные депутаты - это люди, которые где-то работают, чем-то занимаются и как бы занимаются еще некоторой общественной нагрузкой. Если у вас будет реальный бюджет, реальные деньги и реальная власть, то, собственно, вам реально нужно будет садиться и заниматься этим круглосуточно.

Кичанова: Да, это конечно будет гораздо больше работы. Но, во-первых, мы еще, например, одну из поправок хотим…

Белоголовцев: Нет, просто к этому готовы депутаты, не знаю, уходить со своих работ и заниматься исключительно работами депутатства своего?

Кичанова: Не знаю, насколько там можно будет уходить с работы. Во-первых, мы хотим легализовать статус помощника депутата, потому что неофициально сейчас может существовать у депутата помощник.

Белоголовцев: Зачем?

Кичанова: Для того, чтобы помогал решать вот такие проблемы, обрабатывать запросы и все прочее, чтобы он мог от имени…

Белоголовцев: А сейчас он не может этим заниматься просто на общественных началах?

Кичанова: Может. Но он не может, например, бумаги подписывать какие-то.

Белоголовцев: Я понял.

Кичанова: А бумаг очень много. Затем, если будут гораздо более серьезные вопросы решаться, это все будет гораздо интереснее, это будет публичнее и у депутатов, вокруг депутатов будут формироваться какие-то команды. Поэтому что им будет интересно над этим работать. Это будет не стук в закрытую дверь, а это будет какая-то, я не знаю, движуха, можно сказать.
Также по теме
    Другие выпуски