Топ-менеджеры продолжают верить в Россию по инерции

25/01/2012 - 12:09 (по МСК) Никита Белоголовцев
Поддержать ДО ДЬ
ЧАЙ СО СЛОНОМ. Что ждать от мирового бизнеса в 2012 году и как получилось, что Россия вошла в шестерку наиболее перспективных стран для роста бизнеса, обсудили с заместителем главного редактора Slon.ru Андреем Школиным.

Белоголовцев: Андрей Школин, заместитель главного редактора Slon`a у нас в гостях. Большое спасибо, что заглянули к нам на чашечку чая. По традиции, обсудим один из ваших утренних текстов. «Презентация PwC в Давосе: ожидания мирового бизнеса от 2012 года».

Я внимательно изучил текст и, честно говоря, один пункт этого опроса вызвал у меня удивление, вопросы и просто непередаваемую гамму эмоций - «Россия вошла в шестерку наиболее перспективных стран для роста бизнеса». Задавался вопрос, насколько я понимаю, менеджерам: «Какие страны, помимо страны нахождения вашей компании, вы рассматриваете как наиболее важные с точки зрения общих перспектив роста в следующие 12 месяцев?». Можем сейчас посмотреть график из этого текста. Собственно, Россия оказалась следующей после США, других стран БРИК и Германии. 8% топ-менеджеров считают Россию ключевой страной для ведения бизнеса. О чем говорит эта цифра?

Школин: Что потенциально 8% топ-менеджеров и 8% опрошенных компаний могут придти в Россию и вложить сюда свои деньги.

Белоголовцев: Как это вяжется с тем, что мы, в общем, из года в год слышим, причем и от экспертов, и от чиновников, что нвестиционный климат ухудшается, у нас беда. В нас не инвестируют, к нам не приходят, но топ-менеджеры говорят: «Парни, мы в вас верим, вы для нас важны».

Школин: При всем том, что постоянно говорится и среди высших чиновников, то есть, не знаю, Шувалов, Медведев, говорят об ухудшении инвестиционного климата, на самом деле, именно иностранные топ-менеджеры они с некоторым опозданием принимают то, что происходит в России. То есть, долгое время боялись того, что Россия еще в 90-х и бандитская, хотя уже были там, в середине 2000-х. Ну, а теперь они еще не успели понять, что инвестклимат ухудшился.

Белоголовцев: То есть, я правильно понимаю, что топ-менеджеры крупных компаний, люди, которые управляют миллионами, иногда миллиардами…

Школин: Они тоже люди.

Белоголовцев: То есть, они просто не успевают оперативно изменить ситуацию и реагируют с опозданием в несколько лет? Это же не только Медведев с Шуваловым говорят, есть составители рейтингов, какие-то эксперты и внутри, и снаружи, и при этом люди слепо продолжают верить, и вот с такими шорами говорят, что «Россия важна для нашего бизнеса».

Школин: Конечно, это так, с некоторой долей иронии надо относиться к тому, что я сейчас сказал. На самом деле, здесь есть еще такой момент, что Россия, с одной стороны, постоянно занимает невероятно низкие места в рейтингах коррупции, условия для ведения бизнеса, открытие нового бизнеса. То есть, во всех этих рейтингах она находится где-то рядом со странами Африки, при этом доходность, которую предлагает наша страна иностранным инвесторам, она, по сравнению с той же Европой или Штатами, она невероятно высокая, потому и несут деньги.

Белоголовцев: То есть это 8% самых рискованных и отважных топ-менеджеров?

Школин: В том числе, да.

Белоголовцев: Давайте поговорим о…

Школин: Кстати, по-моему, меньше, чем было в прошлом году. То есть, по-моему, в прошлом году речь шла даже о 12%.

Белоголовцев: О, 12%, то есть мы практически в пятерку значит входили, чуть-чуть упали?

Школин: Это уже…

Белоголовцев: Понятно, это детали. Смотрите, Андрей, хотелось бы поговорить также об общих настроениях в мире. Насколько я понимаю, поправьте, если я неправильно понял результаты опросов PwC, топ-менеджеры говорят, конечно, у нас не очень дела, но в целом терпимо, жить можно и бояться, скажем так, по иронии, по инерции…

Школин: По инерции. Скорее наоборот, то есть у нас, в общем-то, неплохо, и мы будем расти, наша компания будет расти, а вот в целом дела-то как раз-таки плохо, потому что…То есть, там один из пунктов опроса - ждут ли они глобальный экономический рост? Глобального экономического роста ждет…

Белоголовцев: 40? А, это роста в своей компании ждут 40%, а глобального роста поменьше?

Школин: Это один из выводов в принципе, который делает PwC, что менеджеры значительно больше уверены в перспективах своей компании и в позициях своих компаний, чем в глобальном экономическом росте. Но вот в позициях своих компаний, кстати, что лично меня удивило, что в России таких уверенных менеджеров собственных компаний значительно больше, чем в мире в целом.

Белоголовцев: А с чем вы это связываете?

Школин: Все-таки, у нас есть такая подушка безопасности, та самая нефть пресловутая и ресурсы, то есть, говорить о ресурсном проклятье вообще не приходится, потому что именно ресурсы нас и спасают. И плюс еще есть государство, обеспечивает свои расходы, дает достаточно высокий потребительский спрос. Плюс, в принципе, все-таки Россия не так уж и сильно, не настолько сильно, как многие другие страны Европы или те же самые Штаты, интегрируют в мировую экономику. Вот, на мой взгляд, для этого…

Белоголовцев: Я хотел спросить, раз уж заговорили о ресурсах, не могу не попросить вас прокомментировать утреннюю новость о том, что Обама поручил распечатывать стратегические энергозапасы Соединенных Штатов Америки, нефтяные месторождения, которые составляют 75%. Нам как-то стоит реагировать на эту новость, хвататься за голову, и думать: ой-ой-ой?

Школин: На самом деле, об этом речь шла достаточно давно, то есть, суперновости в этом нет. Ну да, это произошло, то есть, по факту, но об этом, насколько я помню, Обама говорил чуть ли не с начала своего президентского срока. Так что, бояться этого точно не стоит.

Белоголовцев: Давайте поговорим о Давосе, но так вот более глобально, чем конкретные исследования PwC. Можно ли сказать, что Давосский форум, все, что будет происходит в Давосе, это в общем, не столько актуальное экономическое событие, сколько такой, не знаю, мировой экономический градусник, или такая лакмусовая бумажка, куда все смотрят, скорее прислушиваются не к конкретным словам, не знаю, к атмосфере, к интонациям, к общему настроению?

Школин: Собственно, это исследование PwC - это одно из таких проявлений этого самого исследования общего настроения. Да, конечно, сейчас можно изучать тональность выступления, то, что будет происходить. Да, вы совершенно правы. На самом деле, даже добавить к тому, что вы сказали, даже нечего.

Белоголовцев: Ждете ли вы каких-то сенсационных событий, признаний, каких-то событий, которые не знаю, выделят этот форум, возможно, из того, что происходило год, два назад?

Школин: На самом деле, например, для России Давосский форум – это один из трех важнейших, может, даже из двух, потому что все-таки экономически форум в Лондоне, он постепенно теряет свою значимость. То есть, Лондонский форум, который я уже назвал, Питерский форум и Давос. Собственно, на Давос у нас всегда выезжает достаточно представительная группа чиновников. В прошлом году даже Дмитрий Медведев открывал форум. Он, правда, быстренько свернул свое выступление, на несколько часов приехал, потому что был теракт в «Домодедово» и нужно было вернуться в Россию. В этом году возглавляет Игорь Шувалов, будет Алексей Кудрин. То есть, просто даже вот такая представительная группировка чиновников, которая приезжает, и бизнесменов - это тусовка миллиардерская, на самом деле. Она по умолчанию говорит о том, что, действительно, будут происходить важные события, будут делать важные заявления.

Белоголовцев: В этой связи, можно ли сказать, что Давосский форум – это, не знаю, возможно, единственный атрибут, который современная российская политика позаимствовала у 90-х годов? В 90-е годы Давос был таким фетишем, куда обязательно нужно было приехать и показать что мы о-го-го. Это, пожалуй, не знаю, единственный такой ритуал, который наша политическая элита продолжает вслед за элитой ельцинской повторять, не преуменьшая значение.

Школин: Нам надо, чтобы хотя бы 8% иностранных топ-менеджеров инвестировали в Россию. Вот мы и ездим по форумам.

Белоголовцев: То есть, поездки на эти форумы реально что-то могут дать России, осязаемое и ощутимое?

Школин: Наши бизнесмены, чиновники, дают там очень много интервью, в которых рассказывают о своей компании. То есть, любой такой пиар он не может не сработать, не сыграть.

Белоголовцев: Я понял вас.
Также по теме
    Другие выпуски