Стив Джобс не подготовил себе смену
Макеева: Александр Кияткин, редактор Slon.Ru в нашей студии. Александр, здравствуйте.
Кияткин: Доброе утро.
Макеева: Хотелось бы конечно приятные события обсуждать, но вот такое сегодня событие. Это, наверное, главная мировая новость сегодня. От Twitter-а до газеты все граждане обсуждают одно и то же, в общем, расстраиваются по этому поводу. Что касается экономической составляющей, конечно, сейчас будет волновать и будет интерес вызывать то, как изменится компания Apple в чисто, может быть, эмоциональном плане и что будет ней, как с большим бизнесом? Что вы думаете об этом?
Кияткин: Знаете, когда совсем недавно, немногим более месяца назад стало известно, что Джобс уходит с поста генерального директора компании Apple, отходит от оперативного руководства по состоянию здоровья, я уже был в этой студии и говорил, что я более-менее спокоен за Apple, потому что он остается во главе совета директоров и то главное, что у него есть, а именно видение будущего, представление о том, куда нужно идти, какие продукты делать, что нужно пользователям, как продать мечту, это видение останется с компанией Apple.
Макеева: То есть, он подсказать бы мог в случае чего?
Кияткин: Он мог подсказать, он определял общее руководство, он бы задавал направление развитию. Буквально через пару дней после этого в сети появилась фотография Джобса. Его уже на тот момент довольно долгое время не видели, общественность не видела и тут увидеть человека, который умирает. Сейчас его уже нет, поэтому я не могу сказать, что спокоен за компанию Apple. Потому что ни видения будущего, ни вот этого доходящего иногда до предела перфекционизма, Джобса уже не будет в компании Apple. И первые признаки увядания, не увядания, но некоторого изменения мы видели вот совсем недавно во время представления нового телефона от Apple iPhone 4S.
Макеева: Не просто совсем недавно, он умер в этот день, когда была презентация, и он прошла крайне неудачно, насколько я понимаю.
Кияткин: Она прошла крайне неудачно. И она, как мне кажется, прошла крайне неудачно, потому что не только сам Стив Джобс ее не проводил, но она проводилась по принципам, которые противоречили принципам Джобса. Практически всю презентацию топ-менеджеры расхваливали свои продукты, говорили как много, какую большую долю рынка они завоевали, как много денег заработали, какие у новых аппаратов от Apple прекрасные показатели, мегагерцы и гигаватты и все такое прочее. Это то, о чем Джобс никогда не говорил, на самом деле, то, что он старался оставить в стороне, потому что он был убежден, что пользователю абсолютно безразлично, сколько мегагерц в его телефоне.
Макеева: Он был прав.
Кияткин: Он был абсолютно прав. И он продавал мечту, он продавал удобство, красоту, он продавал приятные эмоции. К сожалению, уже на этой презентации, первой презентации без него, презентации, прошедшей в его день, увидели, что оставшиеся без него топ-менеджеры, они уже не могут продавать мечту и не могут, наверное, ее создавать. Это достаточно грустно. Это, конечно, один элемент, но…
Макеева: Это удивительно, на самом деле. Это удивительно. Ну, как один человек может определять движение такой машины? Он же не Бог, он просто человек, очень талантливый, но тем не менее. И он, опять же, когда сам описывал как они формируют продукты Apple, что выпускать и так далее - создатели разрабатывают их для себя, не думая, на какую именно группу людей рассчитаны Мac или iPhone, не проводя никаких маркетинговых исследований, это очень любопытно, на мой взгляд, ориентируясь на личный вкус и делая то, что бы понравилось бы им самим в первую очередь. Похоже на то, что пытается делать телеканал Дождь, но это к слову. Тем не менее, это же несколько людей, как минимум, создателей этого продукта.
Кияткин: Вы знаете, вот действительно удивительная вещь, над которой я думал. Обычно, когда мы говорим, что «эта компания процветает благодаря вот этому человеку», мы когда такие слова произносим, мы понимаем, что мы немножечко преувеличиваем, что там есть другие люди, которые делают работу, что там есть удачное стечение обстоятельств и так далее, и тому подобное. То есть, это человек заслуженный, он действительно очень многое сделал, но сказать, что он один создал компанию - это преувеличение. Но в случае с Джобсом это не так. Сказать, что он один создал компанию Apple, и один вознес ее на те высоты, которые мы видим - это правда. Когда Джобс создал компанию, сделал ее одной из крупнейших компаний мира, после чего из-за конфликта с менеджментом, он из нее ушел…
Макеева: Был даже изгнан из совета директоров с середины 80-х годов.
Кияткин: Фактически изгнан. Что после этого? Джобс создавал свои креативные проекты, которые процветали. Apple все это время катилась под откос. И когда он, наконец, снова принял бразды правления в Apple в свои руки, компания находилась в плачевном состоянии. И что мы видим: под его руководством за несколько лет она стала крупнейшей корпорацией мира. Она стала брендом, который знают во всем мире. Вот это чистый эксперимент: с Джобсом творятся чудеса, без Джобса все разваливается.
Макеева: Получается, что область его талантов, это не кадровые вопросы. Это значит, что он не может себя окружить такими людьми, которые бы потом уже действовали без него? Зная о том, что он тяжело болен, возможно, что-то изменилось, это все-таки не та ситуация, которая была в середине 80-х, он готовил себе смену какую-то… Может быть, на это стоит надеяться, или сейчас действительно так покатится под откос? Что вы думаете?
Кияткин: Я не думаю, что прямо покатится под откос, там действительно очень грамотные люди работают, но вот того видения, которое было у Джобса, не будет. Что касается кадрового вопроса, то здесь и силы и слабость Джобса. Он ведь очень авторитарный руководитель. Все, кто с ним работал и даже журналисты, которых он мучил, они говорят о том, насколько этот человек на самом деле авторитарен. Его видение, оно гениально, оно на уровне чуть ли не предвидения будущего, но он абсолютно не допускает других взглядов.
Макеева: Так он был прав, судя по тому, сколько людей в мире хотят обладать iPhone или iPod?
Кияткин: Он был абсолютно прав, но из-за того, что он не допускает других точек зрения, вокруг него нет визионеров, нет людей с видением, нет людей, которые знают, в какую сторону нужно идти. Вокруг него есть великолепные, прекрасные исполнители, великолепные, прекрасные технические специалисты, но нет лидеров, которые знают, куда вести компанию, мне кажется.