Скажи мне свой e-mail, и я скажу, кто ты

19/01/2012 - 12:49 (по МСК)
Новый сервис Futubra от Mail.ru обсудили со старшим редактором Slon.ru Александром Кияткиным.

Кремер: И у нас в гостях старший редактор портала Slon.ru Александр Кияткин, который страшно ругает новый сервис Mail.ru. Что это за новый сервис? Просто в двух словах, потому что я из вашей заметки не поняла про что это.

Кияткин: Здравствуйте. Во-первых, я не страшно ругаю. Начнем с того, что это за сервис. Называется он Futubra. Это пытаются позиционировать как такой российский аналог Twitter, хотя на самом деле ближе он не к Twitter, а к некоторым другим западным проектам, потому что его серьезное отличие от Twitter в том, что он заточен под визуальный контент - фотографии, видео. В Twitter как мы знаем, не так просто все это постить и не так удобно. Там есть весь функционал, который для этого необходим. И вот в недрах Mail.ru родилась идея сделать такую соцсеть. Они посчитали, что она будет востребована на российском рынке.

Кремер: И что с ней не так?

Кияткин: Это долгий разговор. Как я уже сказал, я не то чтобы страшно ее ругаю, в принципе ничего плохого в ней нет. Даже то, что она во многом скопирована с западных аналогов, а этом, в принципе, тоже ничего плохого нет. Потому что у нас весь Рунет такой, что поделаешь. На Западе быстрей додумываются до более продвинутых вещей в Интернете. Но самая большая претензия к Mail.ru у меня в той части, в части образа ее самой и ее продуктов, в том, как она сама себя представляет и как ее пользователи воспринимают.

Кремер: Что, Mail.ru неправильно общается и позиционирует, неправильно работает со своей аудиторией?

Кияткин: Это, в общем, часть более глобальной проблемы. Но вот если мы говорим только о Futubra, то, если почитать колонку, видно, что меня подвигло на ее написание то, что меня зафрендил в этой соцсети пользователь с нецензурным ником и содержание постов этого пользователя было таким же. Это просто было какой-то, не знаю, отправной точкой, последней каплей. На самом деле, таких пользователей там куча. И это не единственный нецензурный пользователь, который там меня зафрендил. Просто мне стало как-то обидно, что новая соцсеть в техническом плане, кстати, неплохая, судя по всему, она просто хоронится под горой мусора. Туда набежало огромное количество людей, довольно странных людей, иногда ненастоящих людей.

Кремер: Может быть, вы просто стали пользоваться не предназначенным вам сервисом? То есть, он рассчитан не на вас, а на другую целевую аудиторию, нет?

Кияткин: Понимаете, та аудитория, которая там есть сейчас, я думаю, не нужна никакому сервису, даже Mail.ru, потому что вот такой мусорной аудитории в Mail.ru и так достаточно, и это очень большая проблема. Есть такое мнение, я не знаю, насколько оно справедливое, но есть устоявшееся мнение, что пользователи попроще, они на сервисах Mail.ru, на почте, в «Одноклассниках».

Кремер: Ну да, мне вообще очень близка и понятна, интересна эта мысль про то, что по тому, каким почтовым сервисом ты пользуешься, можно понять, грубо говоря, к какой социальной группе ты принадлежишь, чьих будешь.

Кияткин: Примерно так, да. И та группа, которая пользуется сервисами Mail.ru социально, на нее другая социальная группа, которая пользуется западными сервисами, смотрит немножко свысока. Это мне кажется, очень опасная штука для Mail.ru, потому что все хотят себя чувствовать крутыми продвинутыми пользователями. В Facebook, Twitter, Gmail переходят люди, действительно, чуть лучше знакомые с Интернетом, а значит те, которые формируют мнение об интернете, те, которые ведут за собой других пользователей. И поэтому те пользователи, которые сейчас на Mail.ru, они будут постепенно перетекать вот в эти проекты.

Кремер: Но это же нормальная история, что пользователи перетекают. Из ЖЖ тоже перетекают в Facebook и что?

Кияткин: Это абсолютно нормальная история и в этом нет ничего плохого…

Кремер: Но вы волнуетесь за Mail.ru?

Кияткин: Я волнуюсь за Mail.ru, потому что это, в конце концов, вторая российская интернет-компания, у которой грандиозные по российским меркам финансовые возможности и огромный потенциал. Очень не хочется, чтобы она их, грубо говоря, профукала. Кроме того, это хорошо, когда появляются новые проекты, когда появляется в России новая соцсеть. Разве плохо? Это интересно, это инновации те же самые, о которых мы много говорим, но когда я вижу, что вот этот вот шанс не используется, когда проект просто бросают, его делают технически, но никак не работают с аудиторией, становится очень обидно.

Кремер: А как вам кажется Mail.ru должны были бы работать с аудиторией? Что бы вы им посоветовали?

Кияткин: В случае с Futubra, например, как я уже сказал, она заточена под визуальный контент - фотографии, видео и так далее. Мне кажется, что это однозначно свидетельствует о том, что сервис во многом бы помог группам дизайнеров, фотографов, художников, тех, кто часто работает с визуальным контентом, обменивается им, обсуждает. Это просто естественным образом предназначено для таких людей. Почему бы Mail.ru не поработать сначала с вот такими людьми, не ввести регистрацию по приглашениям, а не открывать сервис для всех? Сначала по приглашению они приводят на сервис более качественную, более интересную аудиторию, тех же дизайнеров, художников, фотографов, путешественников, которые начинают обмениваться своими впечатлениями, создают им пусть небольшую, но среду, которая определяет правила, такую среду, в которой пользователь с ником, который меня зафрендил, он был бы немножечко не своим. В этом случае у Mail.ru был бы шанс создать на своей Futubre более качественную аудиторию, чем в других его проектах и это было бы шагом к изменению, возможно, самого Mail`a, чтобы его, как некоторые наши лидеры IT-мнений, не называли «трэш-холдингом».

Кремер: Но, может быть, таким образом, такими простыми расчетами на простую аудиторию Mail.ru покрывает большее количество людей? Ведь очень много пользователей Mail.ru, очень большой трафик.

Кияткин: Много пользователей и будет еще расти, обязательно.

Кремер: Так, а зачем? У них нет проблем, им не нужно работать с какой-то такой привилегированной аудиторией, им достаточно…

Кияткин: Мы не говорим о привилегированной аудитории, мы просто говорим о том, что…Я не говорю о том, что те, кто пользуется Mail - неудачники, а те, кто пользуется Gmail - молодцы.

Кремер: Говорите.

Кияткин: Но факт в том, что те, кто пользуется сервисами от Mail.ru, они очень часто просто недостаточно искушены в том, что в Интернете происходит. Они не распробовали удобство пользованием некоторыми другими сетями.

Кремер: Так что плохого? Сервис для начинающих…

Кияткин: Отлично. Это не плохо, если это сервис для начинающих. Другое дело, что это плохо для Mail.ru, потому что начинающие всегда становятся со временем более искушенными, и оттуда уходят.

Кремер: Другие придут.
Также по теме
    Другие выпуски