Путин озадачил бизнес налоговым маневром
Изюмская: Решительный налоговый маневр и почти 45 триллионов рублей инвестиций. Именно с таким обещанием выступил на съезде «Деловой России» премьер Владимир Путин. Громкие заявления проанализировал деловой портал Slon.ru. Замглавного редактора сайта Елена Тофанюк, гостья в студии. Лена, здравствуйте.
Тофанюк: Здравствуйте.
Изюмская: Что поразило в обещаниях премьера больше всего и что больше всего привлекло внимание?
Тофанюк: Больше всего, конечно, привлекло внимание всех и нас, в том числе, и бизнеса - это то, что премьер сказал слова «налоговый маневр». Когда вся эта история затевалась с повышением единого социального налога несколько лет назад и с его пересмотром - вы знаете, что «Деловая Россия» была очень активным участником процесса пересмотра социального налога в сторону его обратного понижения и так далее - и вот год или полтора года назад они собирались в своих рабочих группах и говорили: «Мы, конечно, что-нибудь придумаем, но премьер никогда не пойдет на налоговый маневр». И вчера он выходит и говорит: а вот, налоговый маневр.
Изюмская: То ли он имел в виду, что под налоговым маневром имеют бизнесмены?
Тофанюк: Я думаю что то, а что еще он может иметь в виду? Имелось в виду, насколько мне вчера удалось, поговорив с участниками этого мероприятия, узнать, что имелось в виду, что должны быть снижены одни налоги и повышены другие. Снижены должны быть налоги, которые платит бизнес - это такие налоги как НДС, налог на прибыль и зарплатные налоги. Конечно, главное - это социальные налоги. Это главная сейчас боль для всех и для всего бизнеса и главная проблема. А повышенные налоги, так сказать, потребительские - налог на недвижимость, это налоги на потребление, на сверхпотребление, а также налоги на добычу.
Изюмская: Не выглядит ли это предвыборным популизмом?
Тофанюк: Многие наблюдатели и политологи именно так это и расценивают, но на самом деле, мне кажется, что тут скорее это даже не популизм, а скорее некоторая вынужденная мера. Потому что у нас все-таки все не очень хорошо так с точки зрения макроэкономических прогнозов и, в общем, там и дефицит бюджета где-то уже маячит на каком-то заднем плане.
Изюмская: Я бы сказала даже все плохо довольно-таки, не то, что нехорошо.
Тофанюк: Поэтому все равно нужно что-то делать. Это же достаточно очевидная вещь, что если ты хочешь больше налогов, ты должен стимулировать бизнес.
Изюмская: Что говорят аналитики, если эти меры будут реализованы, насколько это оздоровит российскую экономику?
Тофанюк: Да аналитики, по-моему, еще не очень хорошо понимают, что там будет. Там, на самом деле, слишком много вопросов, поэтому, в общем, сложно пока сказать. Давно говорят, что надо обложить добычу, не нефтянку, а такие отрасли как «Норникель», «Русал» - они платят очень мало налогов в России. Это давняя какая-то история о том, что это надо сделать, но это не делается. Что будет с налогами на недвижимость, тоже пока непонятно. По последним нашим данным, они хотят сделать так, чтобы налоговая нагрузка не возросла. Тогда какой смысл его менять? Надо смотреть, что будет происходить на самом деле. Потому что если будут такие же решения как с налогом на недвижимость, что давайте мы его изменим, но налоговая нагрузка не увеличится, соответственно, не увеличится поступление в бюджет. Какие-то такие меры, я не знаю, косметический ремонт.
Изюмская: Второй пункт, который отметили, даже он вынесен в заголовок - это инвестиции практически в 45 триллионов рублей, они понадобятся на новую индустриализацию, которую предполагается запустить к 15 году. Что об этом говорят аналитики?
Тофанюк: Это тоже известная такая история, известная идея, она уже тоже достаточно давно витает. Идея заключается в том, что в ряде российских регионов нужно создавать некие индустриальные кластеры, где уже есть какие-то зачатки, и там строить заводы, пароходы, газеты, заново перезапускать экономику. Авторы этой идеи считают, что это единственное, что сможет как-то нас вытянуть и каким-то образом и регионы подтянуть какие-то депрессивные и, в общем, экономику всю поднять. Как это построить, не очень понятно. Речь о новой индустриализации, наверное, в настоящее время немножко выглядят утопично. С другой стороны, бизнес говорит, что они готовы это сделать за свой счет. Почему, видимо, Путин и схватился за эту идею, потому что бизнес ему пообещал сделать за свой счет, а он им в ответ пообещал налоговый маневр, который они хотели. Чем кончится, будем смотреть.
Изюмская: Несколько утопично выглядит его заявление об истреблении коррупции. Об этом говорится уже сколько лет, но теперь то уж точно истребят, говорит премьер.
Тофанюк: Теперь-то уж точно, и офшоры истребят.
Изюмская: Да, и офшоры туда же.
Тофанюк: Кстати, аналитики отмечают, про офшоры если немножко сказать, что это некая попытка перехватить Путиным инициативу Навального и стать на его место.
Изюмская: В Интернете сейчас шутят, что, возможно, во время сегодняшнего обращения к Федеральному посланию, Дмитрий Медведев решит баллотироваться в президенты и предложит Навального на пост премьера. Так что идея о том, чтобы…
Тофанюк: К сожалению, срок подачи заявлений, по-моему, уже истек.
Изюмская: К сожалению, только это остановит его, я думаю. Что касается в целом послания, как его, как популистское характеризуют или все-таки там содержатся некие зерна, которые могут быть…
Тофанюк: В послании?
Изюмская: Выступление…
Тофанюк: Это оговорка по Фрейду: вчера было послание, а сегодня будет выступление перед Федеральным собранием.
Изюмская: Я имею в виду вчерашнее выступление Владимира Путина.
Тофанюк: Я думаю, что там есть некие зерна, потому что, все-таки, действительно, с налоговой системой надо что-то делать. Налоговая система у нас не стимулирует экономику, она только закрепляет сырьевую зависимость, лишь усугубляет все происходящее. Упади цена на нефть - и все. Все умные люди, все понимают, что надо что-то делать, ну, невозможно так жить. Наверное, что-то все-таки будет предпринято.