Они размножаются: 128 партий подали заявки в Минюст

10/04/2012 - 11:59 (по МСК) Лика Кремер
Поддержать ДО ДЬ
Как может выглядеть бюллетень на будущих думских выборах, рассказала Антонина Самсонова, старший редактор Slon.ru.

Кремер: Говорить мы будем на нашу любимую тему, а именно про размножение.

Самсонова: Да, про политические партии, которые размножаются, как на дрожжах. Министерство юстиции очень открыто себя ведет в этом смысле, периодически публикует списки всех партий, которые на конкретную дату подали заявку. Вчера мы провели день в переговорах с министерством юстиции, и под вечер они прислали список, актуальный на 9 апреля. Этот список из 128 партий, называется «Сведения о действующих организационных комитетах, которые подали заявку на регистрацию».

Кремер: Я хочу сказать, что наши зрители тоже могут участвовать в нашем с тобой диалоге в Twitter. И мы задали вопрос: «Партию с каким названием вы бы хотели зарегистрировать?». Собственно вы можете отвечать на этот вопрос. Так что может быть, вы станете 129-м, 130-м или 287-м.

Самсонова: Потенциально вот этот список всех партий, 8 листов А4 убористым шрифтом. Видимо, потенциально вот так может выглядеть бюллетень на думских выборах, но, наверное, этот не случится, потому что некоторые партии дублируют друг друга по названиям. В частности, есть уже 3 партии «Против всех».

Кремер: А как? Они не обязаны как-то отличаться друг от друга?

Самсонова: Они еще не зарегистрированы, поэтому у них у всех есть шансы.

Кремер: А нет ли ощущения что это такой сквотинг - захват мест?

Тоня Самсонова: Об этом писала The New Times в предыдущий период публикации министерством юстиции своего списка. Вот они писали: к 28 марта было подано 85 заявок, то есть темпы серьезные. Тогда они писали и том, что на господина Богданова, известного масона, экс-кандидата в президенты России, зарегистрировано было аж 20 партий. Это действительно похоже на сквоттинг. Более того, помимо смешных названий, которые там регистрируются, партия «Хипстеров», партия «Пиратская», которая пишется через цц. Есть еще и партии, которые перенимают названия у тех, кто действительно мог бы зарегистрироваться под этим именем, кто давно имеет действующую организацию.

Кремер: То есть это игра на опережение.

Самсонова: Возможно. История еще в том, что как нам объяснял господин Мерзликин из ПАРНАСа, когда ПАРНАС в очередной раз все проиграл и не смог восстановить свое доброе имя и восстановить свой статус политической партии, что по новому медведевскому закону у министерства юстиции остаются все те же полномочия, чтобы не зарегистрировать партию. Потому что им достаточно сказать что, они считают, что поданные документы не соответствуют действительности, и с такой формулировкой отправить организационный комитет и заявителей партии восвояси. И человек должен будет либо судиться с министерством юстиции, либо подготовить заново документы.

Но, тем не менее, юридическая лазейка для увеличения волокиты продолжается. Меня привлекла еще одна история. Мы когда говорили о либерализации и о том, что вводится этот закон о партиях, наверно имели в виду, что основными бенефициарами, основными лоббистами этой истории являются люди либо с левыми взглядами типа Сергея Удальцова и его «РОТ Фронт»…

Кремер: Ну, это те, кто выходил на митинги…

Самсонова: Да. Либо люди с либеральными взглядами. Но если мы посмотрим на состав этих партий, то увидим здесь довольно существенное количество людей с монархическими идеями.

Кремер: Глядя на этот список, ты можешь каким-то образом разделить эти партии на группы?

Самсонова: Очевидно, тут есть одна из групп, про которую не писала The New Times. Я всех отсылаю к этой заметке, действительно была очень хорошая заметка «Многопартийная Россия», когда они анализировали подробно список, у них были левые, центристы и правые.

Но помимо этой истории есть еще одна группа партий, которые занимают имена и издеваются над самой идеей партийности, судя по названию. Извините, но поверить в партию «За 10 заповедей», в «Партию хипстеров» или в партии с какими-то издевательствами в орфографии довольно сложно. В этом смысле все это заставляет насторожиться.

Кремер: У тебя есть какие-то версии? Все эти люди, которые издеваются, как-то связаны между собой? Или это просто такая общая тенденция: а вот у нас такой новый закон будет, давайте-ка по этому поводу пошутим. Такой флэшмоб…

Самсонова: На флэшмоб это мало похоже, потому что для того, чтобы организовать флэшмоб, от тебя требуется мало всяких ударений палец об палец. Для того чтобы подать заявку в министерство юстиции, нужно собрать документы, а это серьезное мероприятие. Просто представить себе трех людей с очень обостренным чувством юмора, которые пошли подавать заявку, довольно сложно. Поэтому партии для того, чтобы все посмеялись, довольно опасно выглядят.

Плюс ко всему есть еще группа сквоттеров, которая очевидно занимает настоящие имена партий и пытается сыграть на опережение. Не понятно, как будет действовать министерство юстиции, у него есть определенные свободы. Но отдельная история с тем, что эта либерализация политической системы дает огромное окно возможностей не только либералам, но и людям с националистическими настроениями, потому что в некоторых названиях партий проглядывает их ориентация на русскость, на доминирование и так далее.

Это заставляет задуматься о том, будут ли зарегистрированы эти партии и вызывает не то чтобы некоторое опасение, но вызывает понимание того, что публичное политическое пространство в очень сильной степени отдано либеральным и социалистическим идеям. Но в тоже самое время политическая жизнь всяких националистических, консервативных, я не хочу никаким образом маркировать эти движения... Ну вот я села смотреть, тут же есть уполномоченное лицо…

Кремер: Никакой информации кроме уполномоченного лица и названия, в общем, нету открытой?

Самсонова: Дата образования оргкомитета, дата уведомления министерства юстиции - в основном, тут стоит 2011 год. Сложно сделать из этого выводы. Самая простая операция, которую ты можешь сделать - это вбить в Google поиск уполномоченное лицо. И на некоторых у тебя нет никакой информации вообще. Видно, что этот человек никаким образом не участвует ни в публичном пространстве, никаких следов в интернете не оставляет как публичный политик. Про некоторых видно, что есть организации, представители дружеских организаций.

Кремер: Я пока могу зачитать несколько названий партий, которые прислали наши зрители: «Партия графоманов», «Партия правоимеющих и свобододающих», «Партия социально незащищенных», «Партия умеренного консерватизма». В общем, на самом деле, даже наши зрители стараются пошутить по этому поводу.

Самсонова: Мне кажется, у них очень большие шансы совпасть, потому что 128 названий - там сильно не спляшешь. Там есть «Родина», «Россия» и прочие ключевые слова, по которым все это устроено. Тем не менее, моя основная задача была - проверить, насколько все нелиберальные и несоциалистические партии, реально существующие организации. И про многие я нашла следы в интернете, следы активной продолжительной работы, которые для нас совершенно не на поверхности. Мы не знаем, что существуют такие организации, что у них есть региональные отделения.

Кремер: Например, что на тебя произвело впечатление?

Самсонова: Я тебе рассказываю без названий, потому что название ничего не скажет, и я их там отдельно не выписывала. Мне было просто интересно проверить, подделка или нет.

Кремер: А процент того, что тебе показалось подделкой, или людей, у которых нет никакого следа публичной активности. Примерно, навскидку?

Самсонова: 25%. Я тебе скажу больше, что если ты читаешь список этих заявителей, ты доходишь до 6-7 страницы и не встречаешь практически ни одной знакомой фамилии. Ну разве что 3 -4, притом, что каким-то образом ты следишь за публичным политическим пространством и думаешь, что люди, которые заявляют партию в министерство юстиции ну как минимум что-то сделали в своей жизни и должны были хоть раз появиться в разных новостных историях. Но здесь мы этого не видим. И дальше ты начинаешь проверять, а может быть у них какая-то скрытая для нас работа, и она действительно идет, и есть действительно какая-то политическая жизни помимо той, которую мы видим. 

Также по теме
    Другие выпуски