Начальник судьи Навального: Понтий Пилат сделал все правильно, по закону

18/04/2013 - 13:10 (по МСК) Мария Макеева
В гостях у рубрики ЧАЙ СО СЛОНОМ корреспондент Slon.ru Илья Шепелин, который вчера вернулся из Кирова в одном поезде с Алексеем Навальным. Он рассказал о своем разговоре с председателем суда, который рассматривает дело Навального.
Макеева: Илья побывал, как и многие журналисты, в Кирове. Вы вернулись вчера или сегодня?

Шепелин: Я вернулся сегодня с утра на поезде вместе с Алексеем Навальным и с десятками других журналистов, которые  побывали в этом славном городе и посмотрели на процесс, который длился 30 минут пока.

Макеева: Вам удалось побеседовать с человеком, который будет председательствовать на этом процессе – председателем Ленинского районного суда Кирова.

Шепелин: На процессе он председательствовать не будет, он председатель суда, который рассматривает дело Алексея Навального. Он пока такой главный фронтмен со стороны властей, решение принимает не он, решение принимает его заместитель, который как раз ведёт процесс, это Сергей Блинов. Тем не менее, Сергей Блинов – это фигура довольно закрытая, а Киров и некоторые представители властей в этом городе как будто бы ждали этого внимания к себе, потому что председатель суда Константин Зайцев очень словоохотливый. Вчера на процесс к Навальному зачем-то пришёл местный следователь, полковник юстиции Васильков, которого там вообще не должно быть, потому что дело следователи уже закончили и передали его в прокуратуру. Но он пришёл на процесс, сказал, что у него для журналистов заявление, и в перерыве он готов им поделиться.

Макеева: Поделился?

Шепелин: Поделился, его очень было плохо слышно. Потому что к нему тут же подбежала Евгения Марковна Альбац и начала его спрашивать за всю Россию буквально: «А не кажется ли вам, что Россия продаёт нефть по заниженным ценам?». Началось всё с этих вопросов, а закончилось вопросами Вадилова, был очень жёсткий допрос этого господина Василькова.

Макеева: Бедный Васильков, пришёл посмотреть на Навального, а ему допрос устроили. Интересно, как он отвечал на вопросы про нефть.

Шепелин: Он отвечал, что это вопросы не в его компетенции, а Евгения Марковна его пробивала по этим вопросам. Он начал читать прессу московскую, начал замечать, какое внимание уделяется этому процессу, не выдержал и решил тоже на суд прийти, чтобы свою точку зрения донести, потому что как так, следователя поливают в прессе, а он это будет терпеть.  То же самое с председателем суда, который с удовольствием разговаривает, я сделала с ним интервью, которое вышло  позавчера утром на Slon.ru, довольно большое и интересное. После того, как интервью вышло, он отказывается давать интервью, но с журналистами он общается. Он говорит, что не будет больше рассказывать о своих впечатлениях, какие книжки он читал, «Мастера и Маргариту» и прочее, но это не человек, который закрывается.

Макеева: Он к вам претензии какие-то имеет?

Шепелин: Он мне их не высказывал, но больше интервью другим журналистам он давать не хочет.

Макеева: Давайте пройдёмся по этому интервью. Помимо того, какие книжки он читал, что вы его про «Мастера и Маргариту» спрашивали?

Шепелин: Дело в том, что он сам прочитал какую-то публикацию, где судью Блинова уже сравнили с Понтием Пилатом, которому уже предписано вынести обвинительный приговор. Сам председатель суда начал размышлять по этому поводу, упомянул, что эти журналисты решили посмеяться, сравнивая судью с Понтием Пилатом, сам-то судья навряд ли знает, кто это такой.  Председатель суда говорит: «Знаю я, конечно, кто такой Понтий Пилат, и вообще это ерунда какая-то». Когда я его спросил, сочувствует ли он сам Понтию Пилату, он сказал, что нисколько не сочувствует, потому что Понтий Пилат, грубо говоря, выполнял свой профессиональный долг, и всё правильно сделал, приговорив Иешуа Га-Ноцри к смертной казни.

Макеева: Тогда понятно, с кем сравнивают Навального.

Шепелин: Судья не стал произносить это вслух, но, тем не менее, понятно.

Макеева: Как отреагировали жители города на этот ажиотаж?

Шепелин: Давайте вернёмся к представителям властей, потому что есть губернатор области Никита Белых, у которого три года назад Навальный состоял советником, он город на эти дни покинул. Мои знакомые журналисты, которые хорошо общаются с Беловым, чувствовали по разговорам с ним, они слали ему кучу СМС-ок, он с ними разговаривал по телефону, и у них складывалось такое ощущение, что действительно Никита Белых убежал оттуда. Но он, конечно же, всё это опровергал и говорил, что процесс будет продолжаться, и на всё время ему не получиться отсутствовать. И на следующей неделе, когда процесс продолжится, он никуда уже не денется, он останется там.

Что касается обычных жителей, довольно странная ситуация, потому что большинство кировчан, с которыми мне удалось поговорить, они либо ничего не слышали об Алексее Навальным, либо слышали то, что это связано как-то с коррупцией. Вообще этот такой тренд сейчас в Кирове, довольно много идёт процессов, возбуждается дел против бывших чиновников, и там у жителей в голове это сливается в один ком. Недавно там осудили бывшего главу центрального рынка, довольно известным криминальным элементом был. Раньше ещё успели посадить советника  Никиты Белых Андрея Вотинова.

Макеева: То есть Навального не воспринимают там, как великомученика, его воспринимают, скорее, как проворовавшегося директора рынка?

Шепелин: Там не знают, виновен ли Навальный или нет, они понимают, что он один из многих-многих.

Макеева: Там не в курсе, что он оппозиционер, блогер, человек, который разоблачает коррупцию?

Шепелин: Такие люди есть в городе. Мне удалось пообщаться с работником местной администрации, он читает блог Навального с 2007 года. И в 2009 году, по уверениям этого человека, он был единственным, кто знал Навального, когда Навальный приехал работать советником у Никиты Белых. Он так невероятно это воспринял: «Ничего себе, сам Алексей Навальный, чей блог я читаю и которого я нежно люблю, приезжает к нам работать». Рассказал забавную историю, как Навального единственный  раз встретил в лифте, Навальный зашёл туда с рассечённым лбом, потому что до этого был отдых в резиденции у губернатора Белых, прыгнул с лодки рыбкой и головой прям ударился об дно. Этот человек возглавляет отдел в местной администрации. Он просил не упоминать его имя, он открыто туда ходит во время обеда и после того, как у него заканчивается рабочий график

Макеева: То есть желающих посмотреть на процесс довольно много среди местных жителей?

Шепелин: Такие есть. Когда шёл процесс, напротив здания суда проходил митинг, но местных жителей там почти не было. Сложно вообразить такого человека в провинции, который в 9 часов захочет сходить на какой-то митинг. Если вы бываете в провинциальных городах, даже в больших, гражданское сознание работает…

Макеева: По-моему, вы очень обобщаете, это зависит от города, от ситуации и от темы митинга. 

Шепелин: Конечно, зависит, но, тем не менее. Киров  очень спокойный город, и самый большой митинг, который там был в последнее время - «За честные выборы» в декабре 2011 года. Вышло приблизительно 3 тысячи человек, до этого столько же людей выходило разве что в городе Вятке в 1917 году, в 1991 году там никаких массовых митингов не было. Это с точки зрения гражданского общества очень спокойный город, такой яркой и активной  жизни там нет, и это кое о чём свидетельствует на самом деле.

Макеева: Какое у вас сложилось впечатление, приедет ли такое же количество на процесс через неделю?

Шепелин: Они, конечно, будут. Журналистов точно будет меньше, потому что это довольно логичная вещь, как правило, не все редакции выделяют постоянные командировочные деньги для того, чтобы освещать такие события. Эта часть бюджета на первое слушание уже ушла, люди съездили сейчас. Безусловно, корреспонденты западных изданий, прежде всего, там будут, потому что для них это очень интересно всё. В принципе, хочу отметить, что западных журналистов было даже больше, чем российских. Они основательно приезжают, от «Associated press» было два пишущих корреспондента, несколько продюсеров, несколько операторов, фотограф, и это только от одного издания. Они, безусловно, будут ездить, осуществлять процесс. С активистами это ещё сложнее вопрос , потому что процесс происходит посередине недели.

Макеева: Люди работают.

Шепелин: Люди работают, но не все люди работают.  Действительно, как показал «ОккупайАбай», есть некое количество праздных людей, но с гражданской позицией, так скажем. Они будут ездить, но тоже непонятно, что от них требуется, потому что они едут не на протестную акцию, они едут на суд. На суд, куда, скорее всего, они не смогут попасть, потому  что очереди журналистов в здание суда, в 4 часа ночи появился первый корреспондент. Я пришёл к 6 утра, и там было человек 60. Активистам в зал суда вообще невозможно попасть. Они же не на «ОккупайАбай» туда едут, они едут в качестве группы поддержки. Но как поддерживать, когда идёт суд, а не когда идут большие акции, это довольно сложный вопрос.

Другие выпуски