Кто такой борец с Упоротым Лисом

12/04/2013 - 13:38 (по МСК) Тоня Самсонова
В программе ЧАЙ СО СЛОНОМ редактор раздела «Бизнес» делового портала Slon.ru Максим Котин поговорил с Тоней Самсоновой о Сергее Малинковиче – петербургском коммунисте и политическом спойлере. 
Самсонова: Это такой биографический очерк вы написали, слетав в Санкт-Петербург, я так понимаю?

Котин: Да, так точно. Преданные зрители канала «Дождь» знакомы с Сергеем Малинковичем, потому что как раз недавно в передаче Парфёнова был большой сюжет про визит Упоротого Лиса в Петербург, где был просто бенефис Сергея Малинковича, который протестовал против этого мероприятия, Упоротого Лиса, современного искусства и вообще всего на свете.

Самсонова: Но Малинковича мы любим за другое, мы любим его за то, что он отстаивал портянки, когда министр Шойгу сказал, что портянок больше не будет, он не первый министр, который сказал об этом. КПЛО – «Коммунисты Петербурга Ленинградской области» заявили, что это главное русское оружие. Потом когда «Яндекс» попал в какой-то шумный скандал, КПЛО сказали, что надо сделать поисковик не «Яндекс», а «Энгельс», потому что в «Яндексе» невозможно найти информацию о коммунистах, и о Ленине там как-то мало.

Котин: Кроме того, они ещё говорили, что Гагарин такой великий человек, и рано или поздно инопланетяне благодаря ему принесут цветы к Мавзолею Ленина, что благодаря полёту Гагарина мы сможем их когда-то открыть и они, конечно же, воздадут почесть великому вождю. Мне всегда было интересно, кто эти люди, которые такие удивительные манифесты выдвигают, и эти манифесты тиражируются в интернете, в интернет-СМИ, зачастую даже на телевидении. Для меня всегда было загадкой – люди это всерьёз, или это пародия.

Самсонова: Это очевидная пародия, для меня никогда загадкой это не было.

Котин: А оказалось, что это неочевидная пародия. Я слетал в Петербург, встретился с Сергеем Малинковичем, оказалось, что это человек, вся деятельность и биография которого так или иначе была связана с коммунистическими идеями. Он с КПРФ сотрудничал в 90-х годах, в 2001-м он прекратил это сотрудничество. В его изложении, он просто иногда чуть-чуть добавляет юмора…

Самсонова: Но это же искусство в чистом виде?

Котин: Это как смотреть. Мы воспринимаем это, как искусство, для него это – яркий политический памфлет и месседж. Очень интересно, что когда ты начинаешь всерьёз с ним разговаривать о таких вещах, оказывается, что всё не так просто, как тебе казалось. Например, когда была шумиха вокруг того, что в Стрельне, в храме один из настоятелей выставил икону с изображением Сталина, КПЛО тут же выступили с инициативой предложить Русской православной церкви канонизировать Сталина, что по всем параметрам страшная дичь. Но если вы начнёте с Малинковичем об этом говорить, он на полном серьёзе будет вам доказывать…

Самсонова: Ну, сумасшедший художник.

Котин: Да нет.

Самсонова: Ну, они же все должны быть немножко…

Котин: Малинкович говорит: «Вы понимаете, что общество его уже канонизировало, поэтому я уверен в том, что рано или поздно это произойдёт». Мне кажется, это довольно точное, что мне крайне неприятно признавать, я не говорю про всё общество, но про довольно значительную, что очень печально, его часть, это довольно точная характеристика. Поэтому эта история не так проста, как может показаться при первом её прочтении. Другой аргумент – с канонизацией Александра Невского тоже были большие проблемы с правами человека.

Самсонова: Это как Святой Владимир, Владимир-Красное Солнышко, который был жутким дикарём, Сталин просто ангелочек по сравнению  с ним. Прошло 300 лет – канонизировали.

Котин: Да, когда ты снимаешь верхний пласт того, что тебе кажется пародией, хохмой или страшной дичью, оказывается, что всё гораздо сложнее.

Самсонова: Как человек, условно, не от мира сего или с очень странным восприятием мира  может производить шутки, которые понятны и смешны всем, и главное – людям не его взглядов?

Котин: Я бы не сказал, что он не от мира сего, я бы сказал, что он очень твёрдо стоит на земле, он довольно неплохой делец. Сама идея создать парию, ну, это общественная организация, но была зарегистрирована как партия, общественная организация «Коммунисты Петербурга  и Ленинградской области» - тоже довольно предприимчивая идея. Потому что в 2001 году Сергей Малинкович расстался с КПРФ, возник вопрос, чем ему дальше заниматься, он занимался политикой, активизмом и так далее

Самсонова: А сейчас пишет пресс-релизы.

Котин: Как он мне описывает: однажды я проснулся и разбудил свою подругу и сказал ей, что нужно создать партию «Коммунисты Петербурга» , и никто не отличит «Коммунистов Петербурга» от КПРФ.

Самсонова: Я 5 лет не могла отличить.

Котин: Вот, и не только вы. Многие путают, я находил заметки, в том числе в довольно приличных изданиях, где люди, не успев разобраться, кто это такой, мешают всю эту историю.

Самсонова: Я поясню нашим зрителям: есть КПРФ, и она что-то всё время говорит, а есть эта спойлерская организация КПЛО, которые периодически по громким событиям общественной жизни выпускают на своём сайте гомерически смешные пресс-релизы. «Яндекс», который заменяется поисковой системой «Энгельс», чтобы биографию Ленина лучше искать – это даже не самый классный пример шутки. Это тексты, написанные потрясающе стилизовано, сначала ты покупаешься, потом ты считаешь, что это такая классная пародия на КПРФ от каких-нибудь либеральных сил.

Котин: А оказывается, что нет. Либо это глубоко законспирированный агент либеральных сил, но мне что-то слабо в это верится. Надо сказать, что их деятельность не ограничивается только выпуском их манифестов, у них есть какие-то соратники, сподвижники, активисты, они устраивают акции, как мы видели на примере борьбы с Упоротым Лисом.

Самсонова: Но борьбой за власть-то они не отличаются, это не политическая организация. Политическая организация борется за власть с кем-то.

Котин: Они влились недавно в организацию «Коммунисты России», это уже зарегистрированная партия, если я правильно понимаю, вследствие либерализации законодательства, которое регистрирует партии, они в прошлом году были зарегистрированы. Соответственно Малинкович вошёл в Политбюро, как это у них называется. Они борются за ту власть, за которую они могут бороться. Сам Малинкович является депутатом муниципальным, правда, мы понимаем, что муниципальный депутат – это не Бог весть что, но тем не менее. Я думаю, что обладать такими ресурсами – довольно неплохой бизнес.

Самсонова: Что он из себя представляет, как он одет, на что он живёт?

Котин: Мы с ним встречались, когда было холодно, на нём была такая шапка-ушанка с завязочками, которая завязана сверху, уши не опущены. Для меня это была интересная деталь, потому что отец в 90-х годах такую шапку носил и выглядел очень смешно. Но моему отцу за 60 лет и он такую шапку не носит. Малинковичу нет ещё и 40 лет, но он такую шапку носит.

Другие выпуски