Как московские пробки превратили карту в социальную сеть

06/07/2012 - 13:14 (по МСК) Лика Кремер
ЧАЙ СО СЛОНОМ. Заместитель главного редактора делового портала Slon.ru Александр Кияткин рассказал, как «Яндекс», прислушавшись к водителям в московских пробках, неожиданно для себя самого создал новую социальную сеть. 

Кремер: Говорить мы сегодня будем про текст, который опубликован на Slon.ru – о том, что Яндекс совершенно случайно «родил» эмбрион соцсети. Так?

Кияткин: Выдал что-то вроде зародыша соцсети. Причем такой соцсети, которой в России пока что еще не было, и которая, если этому эмбриону дать развиться, может стать соцсетью совершенно нового типа, нового образца, которая сможет быть над всем, что до сих пор в России создавалось.

Кремер: Я предлагаю сломать интригу и сказать, о чем мы говорим.

Кияткин: Самое интересное то, что сделано это абсолютно случайно, у Яндекса уже была попытка выйти на рынок соцсетей – так называемый Мой Круг. Попытка, честно скажу, неудачная. Вот сервис Яндекс.Карты. Никто никогда не сказал бы, что это соцсеть, Яндекс никогда не пытался развивать его как соцсеть. Но когда я некоторое время назад смотрел на Яндекс.Карты в один из тех моментов, когда Москва была забита пробками, я стал понимать, что это действительно соцсеть, потому что люди там обмениваются сообщениями. В 2008 году Яндекс дал возможность пользователям самостоятельно ставить некоторые события на карте, например, что здесь ДТП, а здесь происходят ремонтные работы, и делать к ним краткие комментарии.

Кремер: Это такой полноценный общеполезный user-generated content, пользовательский контент.

Кияткин: Вполне себе user-generated content. И именно тогда пользователи стали не только добавлять туда события, что там действительно ДТП, что ремонтные работы, они стали добавлять значок ремонтных работ, но писать под ним то, что им хотелось сказать.

Кремер: То, о чем душа болит.

Кияткин: Да: «Ребята, я в пробке, а у меня сегодня годовщина свадьбы, может, шампанское у кого есть?». Вот такие там стали появляться вещи. Хорошо, что Яндекс на это отреагировал, он включил новую опцию «Разговорчики», когда люди не стали какое-то липовое событие, а просто возникают баблы и видно, что люди говорят вокруг тебя.

Кремер: Я почему-то совершенно неожиданным образом вспомнила Сергея Капкова, который когда-то рассказывал о том, что в парке, где люди начинают жарить шашлыки, не надо им запрещать этого делать, нужно лучше построить огороженную территорию. Это примерно то же самое, что сейчас начали делать Яндекс.Карты.

Кияткин: Именно так. Пока что они реагируют на эти внешние раздражители рефлекторно. Люди хотят какой-то социальной активности, они пишут в Яндекс, что здесь карта неправильная – Яндекс дает им возможность поправить карту с помощью проекта «Народная карта». Люди пишут какие-то липовые события, чтобы просто выплеснуть эмоции и мысли в пробке – они дают возможность через «Разговорчики».

Кремер: Вместо того, чтобы модерировать и вычеркивать то, что не является ДТП.

Кияткин: Да. Это прекрасно, но в то же время явно виден запрос на социальную активность в Яндекс.Картах среди пользователей Яндекс.Карт, особенно когда у нас все забито пробками. Яндекс дает некоторый выход этой энергии, но не развивает это. Именно поэтому я называю это зародышем.

Кремер: В какую сторону надо было бы развиваться такому сервису? Может быть, сейчас Google Maps повторят все это, почему бы нет?

Кияткин: Могут и повторить. Но пока что уже сложилась традиция общения на Яндекс.Картах. Причем Яндекс.Карты – это тот сервис, который, в основном, используется на мобильных устройствах, это тот сервис, в котором обмениваются очень короткими сообщениями, это сервис, основанный на геолокации. Это все признаки самых современных трендов в строительстве социальных сетей.

Кремер: А в какую сторону нужно было бы этому развиваться для того, чтобы это превратилось в полноценную социальную сеть?

Кияткин: Практически здесь не нужно делать ничего принципиально нового, только развивать уже имеющееся. Уже сейчас есть геолокация, есть возможность определения местоположения, но люди не видят друг друга. Единственное, что нужно сделать – добавить функцию френдов, которые существуют практически в любой социальной сети. Чтобы вы видели местоположение френдов, если они разрешают такое, и могли с ними обмениваться не этими баблами, которые просто возникают в каком-то месте на карте, а полноценными разговорами, комментариями, оценками.

Кремер: Разве не проще это делать через интеграцию с какой-нибудь существующей соцсетью – с Twitter, Facebook, Вконтакте?

Кияткин: Может быть. Но мне кажется, то, что сложилось в Яндекс.Картах, такая основанная именно на географической близости система социальной сети, настолько уникальна, что, может быть, стоит самостоятельно все это развивать, без привлечения сторонних сетей.

Кремер: А будущее не за полной интеграцией всех социальных сетей?

Кияткин: Об этом мы уже будем думать дальше – тогда, когда Яндекс.Карты действительно станут вполне полноценной социальной сетью, у которой даже будет возможность монетизации.

Кремер: Про возможность монетизации. Каким образом такой сервис вообще может монетизироваться?

Кияткин: Очень просто. Уже сейчас на картах Яндекса и Google есть множество объектов, множество компаний. Например, вы уже сейчас можете, находясь в самой программе Карте, забить в поиске «кафе». Высветятся кафе, которые вокруг вас.

Кремер: Сейчас эти кафе заплатили за то, чтобы высветиться или нет?

Кияткин: Нет, они ничего не платят. Но если будет некая аукционная система, которая позволит, как в системе контекстной рекламы, выводить последовательно сначала тех, кто заплатил, потом тех, кто заплатил поменьше и т.д., это прямой и очень логичный способ монетизации. Когда люди будут искать интересные места рядом с собой, первыми им будут предлагать те места, которые заплатили за это.

Кремер: За то, чтобы быть повыше в строке выдачи.

Кияткин: И помечаться не обычными баблами на карте, а звездочкой красивой какой-нибудь.

Кремер: Мы спросили наших зрителей о том, что полезного можно сделать с помощью социальной сети. К сожалению, у меня нет времени на то, чтобы прочитать их ответы. Но смысл в том, что чем больше можно сделать объединенного и какого-то совместного действия, например, определить пробки и аварии, тем больше потенциала у этой сети будущего.  
Также по теме
    Другие выпуски