Интернет в России: между Сингапуром и Нигерией
Белоголовцев: Будем говорить о тексте, который мы с коллегами нашли у вас на Slon-е. Заголовок – «За год трафик данных в мобильных сетях удвоился». Здесь какие-то гигантские цифры, которые, насколько я понимаю, говорят о том, что мобильный интернет покорил мир и люди скоро перестанут пользоваться обычным интернетом, если все так будет продолжаться. Правильно?
Кияткин: Вообще правильно. Самое интересное здесь, на данном этапе, если не глядеть в будущее – это то, что темпы роста трафика в сетях мобильного интернета, по крайней мере, не уменьшаются. Они были очень высокими пару лет назад, когда все это начало продвигаться. Но тогда понятно – рост был от нуля. Когда растет что-то от нуля, то оно растет очень быстро. Сейчас такие же темпы роста, притом, что объем трафика информационного уже превысил объем трафика голосового в сетях сотовой связи. Причем превысил более, чем в два раза.
Белоголовцев: Очень интересный факт, что на развивающихся рынках, например, Сингапур, Индонезия, Индия, африканская Нигерия, объем мобильного трафика, насколько я понимаю, превышает объем трафика фиксированного. Можно ли говорить об этом, как о некотором мировом тренде, можно ли проследить похожую ситуацию в России?
Кияткин: Да, это, безусловно, мировой тренд. Но когда мы включаем вместе Сингапур, Индию и Нигерию – это, скорее, два тренда. Сингапур сложно назвать развивающейся страной. Она, конечно, бурно развивается, но Сингапур – это город-государство, которое технологически развито лучше, чем США или, возможно, даже Япония в силу концентрации капитала, концентрации людей. Сингапур – это прообраз будущего, то, как мы все будем выходить в интернет, пользоваться услугами сотовой связи в достаточно скором будущем. Там, если я правильно помню, 94% пользователей предпочитают именно мобильный интернет, а не фиксированный.
Белоголовцев: 74% общего сингапурского трафика генерируется мобильными телефонами.
Кияткин: Люди просто отказываются от фиксированного интернета. Что касается Индии, Нигерии и многих других стран, то это немножко иная тенденция. Это ситуация, когда в развивающихся странах, достаточно бедных, быстро распространяется мобильная связь. Потому что она сравнительно дешевая, просто поставить вышки, это гораздо проще, чем оптоволокно куда-то тянуть. А мобильная связь популярна, и люди готовы платить за это деньги, даже если они не очень-то богаты. Бурно развивается мобильная связь, но при этом интернета нет.
Белоголовцев: Потому что просто дорого тянуть оптоволокно.
Кияткин: Да.
Белоголовцев: Для нашей страны с ее масштабами и просторами и маленьким проникновением интернета, особенно в азиатской части России, может ли у нас быть схожий тренд с доминированием мобильного интернета?
Кияткин: Я думаю, скорее, да. Европейская часть России, где все очень развита по части интернета по сравнению с более отдаленными регионами, восточными, думаю, она будет двигаться к победе мобильного интернета путем развитых стран. То есть сначала будет только фиксированный.
Белоголовцев: То есть мы будем сочетать в себе сингапурский и нигерийский тренды. Здесь интересная статистика, что относительно долей активных пользователей среди пользователей разных мобильных устройств. Здесь цифры меня потрясли своей разницей – те, у кого есть последние модели iPhone Android, среди них от 50 до 75% активных пользователей мобильного интернета, где-то посерединке устаревшие iPhone, примерно пользователей сидит в интернете, а вот смартфоны BlackBerry и Nokia – среди их хозяев пользователей мобильного интернета меньше трети. Это связано с конструктивными особенностями телефонов или это такие психотипы владельцев телефонов?
Кияткин: Это не просто пользователи мобильного интернета, это активные пользователи мобильного интернета, у которых трафик составляет больше мегабайта в день. Это действительно психотип, потому что, например, BlackBerry – это корпоративные смартфоны, ими пользуются, в основном, деловые люди, их интересует обмен электронными сообщениями, электронной почтой. Им не нужно больше, они не смотрят видео. Те люди, которым нужен мультимедиа-комбайн с собой, они покупают последние модели iPhone Android, естественно, используют их на полную катушку со всеми мультимедиа-возможностями – скачивают видео, музыку и т.д. Долже сказать, что этот огромный рост трафика в мобильных сетях обеспечен очень узкой прослойкой людей – теми самыми, которые носят с собой огромные смартфоны на Android последних моделей и не вылезают из интернета.
Белоголовцев: Они своим огромным количеством трафика, огромным объемом создают среднюю температуру по интернет-больнице?
Кияткин: Во многом именно так, потому что, допустим, 5% пользователей, если мы выберем наиболее активных пользователей, то они не такие, как большинство. Они могут в день смотреть 40 минут видео на мобильном телефоне.
Белоголовцев: Как ситуация с доходами, с золотым миллиардом.
Кияткин: Их трафик только по видео-контенту составляет в неделю более 3 гигабайт, это более чем в 10 раз превосходит потребности среднего пользователя во всех интернет-услугах. Этих пользователей всего лишь 5%, но у них раз в 15 трафик больше, чем у среднестатистического пользователя, они во многом двигают вперед трафик.