Чужие идеи на российскую почву. Как заработать миллионы, не придумывая ничего самому

21/10/2013 - 12:40 (по МСК) Никита Белоголовцев
Обозреватель Slon.ru Евгений Карасюк рассказал Никите Белоголовцеву о русском немце Оскаре Хартмане, который построил крупнейший в России бизнес по принципу copycut.
 

Белоголовцев: Сегодня обсудим одну из заметок на портале Slon.Ru: «Идея – ничто. Как Оскар Хартманн строит copycat-бизнес в стране инноваторов». Расскажите пару слов об Оскаре Хартманне.

Карасюк: У человека довольно сложная история, значительно сложнее, чем позволяют рамки даже большой публикации. Это русский немец, он родом из Северного Казахстана. Он много для своего возраста повидал, и много в чем поучаствовал. Он был участников десятка бизнесов и компаний. В какой-то момент, получив опыт и бизнес-образование, он вернулся в Россию и решил здесь построить крупную компанию. К этому времени у него сформировались определенные взгляды на то, как следует вести бизнес, точнее даже на то, как с наименьшими усилиями и с наименьшими затратами построить по-настоящему крупный и успешный бизнес. Находясь в Москве, он проанализировал достаточное количество кейсов крупных западных компаний, посмотрел, насколько они могут прижиться в России. В конечном итоге он выбрал интересную модель крупных продаж в интернете, когда производители и продавцы люксовых марок имеют возможность без какого-либо ущерба для собственного имиджа сбывать через интернет-площадку не проданные коллекции, с другой стороны потребитель получает возможность по выгодной цене покупать те же самые коллекции в качестве альтернативы обычным бутикам.

Белоголовцев: Насколько я понимаю, это совсем не новая бизнес-идея, по сути дела, просто чистейшая калька с уже существующих проектов.

Карасюк: Да, но я бы не сказал, что она совсем старая, ей сравнительно немного лет, наверное, около 10. Ну да, вы совершенно правы. Здесь сработал тот принцип , он посмотрел, что это существует и отлично работает в Европе, и решил построить аналогичную компанию в России. Здесь, как вы понимаете, не было ничего подобного. Более того, это происходило на фоне финансового кризиса, и падение соответствующего  платежеспособности, известных трудностей у самих брендов, им нужно было каким-то образом реализовывать партии товара, которые они заказали заблаговременно, то есть здесь был очень удачный момент. Кроме того сама структура потребительского спроса очень выгодно в данном случае выглядела, потому что очень перспективна с точки зрения открытия такого рода компании. Потому что, как вы понимаете, еще недавно покупка качественных люксовых вещей - одежды, аксессуаров по разумным ценам представляло собой проблему.

Белоголовцев: Всегда, когда мы говорим о таких историях, таких проблемах, мне интересно, почему именно у него это получилось. Давайте назовем компанию – это KupiVIP. Интернет в России развивается давно, развивается ударно. Почему до Хартманна никто либо не придумал, что можно зарабатывать деньги, причем огромные вот таким образом, либо никто этого не сделал? В чем его фишка?

Карасюк: Здесь мы как раз уходим в не менее интересную плоскость личных качеств некой целеустремленности и энергетики предпринимателя, которая позволяем ему брать готовую модель и реализовывать ее. Рынок в тот момент, когда появилась компания, в России переживал начальную стадию своего развития, о чем свидетельствует тот факт, что подобных моделей не было и многих других. Здесь проявились, если называть вещи своими словами, предпринимательские таланты конкретного человека, который сумел построить очень крупную компанию, построить все бизнес-процессы, логистику, ассортимент, наконец, который сумел привлечь достаточно большие деньги для того, чтобы все это реализовать.

Белоголовцев: Насколько я понимаю, у Хартманна есть еще мечта, которую он стремиться достичь, это миллиардный оборот компании.

Карасюк: Это не совсем так. Это просто промежуточная стадия роста компании. Надо заметить, что у него много проектов. KupiVIP – это сейчас холдинг, который объединяет смежные бизнесы, есть аналогичная площадка, которая занимается исключительно люксовыми брендами. У него есть еще самостоятельный  бизнес по сервису, поскольку за эти годы построена большая инфраструктура, сейчас они осуществляют e-commerceservice – это, когда каким-то ритейлерам, торгующим люксовыми марками, им хлопотно и затратно организовывать интернет-площадку, они обращаются к Хартманну. И тот организует для них интернет-витрину, для ЦУМа они делали, еще для ряда компаний и так далее. Там достаточно большой перечень. Есть еще интересная компания FastLaneVentures – это некий гибрид венчурного фонда, акселератора и управляющей компании, когда администрация этой компании формирует некий список наиболее предвещающих проектов, нанимает под эти проекты команды. И эти проекты систематически реализуются под их чутким руководством. Здесь та же самая copycat-философия, в конечном итоге, это, наверное, сопряжено наименьшим риском, чтобы взять готовые модели из той же Западной Европы, Америки и попытаться реализовать их в точном соответствии с аналогом в России.

Белоголовцев: Здесь получается, возможно, специфическая характеристика российского интернет-рынка, когда, с одной стороны, он растете, он огромен, при этом остаются незаполненные ниши, которые довольно быстро заполнять по этой copycat-технологии.

Карасюк: Я с вами соглашусь, с одной оговоркой – это было характерно несколько лет назад. Когда Оскар Хартманн в частности начинал строить свою компанию, действительно было определенное количество ниш, на Западе это были миллиардные бизнесы, а у нас это фактически были дыры, которые никто не спешил заполнять. В последние годы мы видим, что эти ниши, эти дыры успешно закрываются. Сейчас правильнее говорить о том, что существуют определенные нишевые решения на уровне сегментов рынков, на уровне достаточно крупного бизнеса эти пробелы восполняются.
Другие выпуски