Кровавая богиня любви, амазонки и древний #Metoo: как матриархат нашел отражение в мифах и фольклоре
В новом выпуске «Страшных сказок» Дмитрий Макаров рассказывает о фигуре женщины в древних мифических сюжетах и фольклоре разных стран мира. Почему в некоторых культурах каменного века и античности женщина порой почиталась в большей степени, чем мужчина, и какие напоминания о древнем матриархате и культах женщин-богинь остались в современной культуре?
Дмитрий Макаров: Всем привет! Меня зовут Дмитрий Макаров, и это проект «Страшные сказки» на телеканале Дождь. Сегодняшнюю передачу в духе времени я хочу посвятить женщине, матери, а точнее, праматери.
В XVIII веке целый ряд антропологов, таких как Жозеф-Франсуа Лафито и Льюис Генри Морган, высказали предположение, что на определенном этапе развития человечество прошло через долгий период матриархата. Ученые говорили, что с развитием земледелия, перехода к оседлой жизни роль матери и женщины в обществе должна была возрасти, а с усилением механизации труда, потребности в физической силе ― снова упасть. И именно в эту эпоху появились и культ Богини-матери, существовавший почти повсеместно, и матрицентрические общества. В том, что последние существовали в чистом виде, современная наука не уверена, а вот верховному божеству ― женщине действительно поклонялись, и это божество, эволюционировав в разных обличиях и под разными именами, дошло до наших дней.
Начнем с начала, то есть с палеолита. Страшно сказать, но этот период, начавшийся два с половиной миллиона лет назад, когда еще не было человека в современном понимании, а были гоминиды, приматы с колотыми орудиями, и закончившийся в десятом тысячелетии до нашей эры, так вот, этот период занимает 99% всей человеческой истории. Наши предки жили небольшими сообществами, вместе охотились, используя оружие из камня. Они не знали керамики, рыболовства, скотоводства и земледелия. Видимо, это были полигамные каннибалы, долгое время не знавшие религиозных культов и искусства.
Все начало меняться в эпоху верхнего палеолита, 35–40 тысяч лет назад, когда выделился и стал господствующим повсеместно вид Homo sapiens, человек разумный, мы с вами. Появились современные расы, была одомашнена собака, усовершенствовались орудия охоты ― появились лук и стрелы. Была изобретена игла с ушком, костяная, и это позволило шить одежду. Появились первые музыкальные инструменты ― костяные флейты.
Наконец, родилось искусство. Немало найдено реалистичных изображений животных. Только что на острове Сулавеси было обнаружено изображение бородавчатой свиньи, видимо, древнейшее в мире, ему 45 тысяч лет. И, конечно, среди первых произведений искусства ― так называемые палеолитические Венеры, в том числе древнейшая керамическая статуэтка, вестоницкая Венера, найденная в восточной Чехии в 1925 году. Ее высота ― одиннадцать сантиметров. Считается, что ей от 27 до 31 тысячи лет. В это время, полагают ученые, человек не умел обжигать глиняные изделия, и, возможно, эта Венера случайно попала в огонь, тем более что археологи находили и необожженных Венер. При томографическом исследовании вестоницкой Венеры был обнаружен отпечаток детской руки, оставленный до обжига. Эти древние Венеры могли быть частью культа, направленного на пожелание благородия, успешного разрешения от бремени. Это, конечно, до конца неизвестно, некого спросить, однако отпечаток детской руки намекает на то, что то могли быть и просто проявления любви.
Видимо, на границе палеолита и неолита, около десяти тысяч лет назад, в Средиземноморье, Африке и Азии и мог быть период матриархата, опять же с огромными допущениями. Предполагают, что появились оседлые племена, занимавшиеся земледелием и скотоводством, у которых роль матери была главной, поскольку ассоциировалась с рождением детей, животных и вообще с плодородием. Как именно могли быть устроены такие племена, большой вопрос, но об этом можно судить по сегодняшним народам, сохранившим первобытнообщинный строй.
Так, одним из типов древнего общества могло быть такое: племя делилось на семьи, во главе которых были женщины. Мужчины, не рожденные в этой семье, были пришлыми и не претендовали на имущество семьи, а в случае разрыва с женщинами возвращались в кланы своих матерей. Государство, устроенное таким образом, Минангкабау, существовало на Суматре еще в XIII веке.
Другой вариант ― раздельное существование мужчин и женщин, отголоски такого строя существуют сегодня у берберской народности туареги, где, например, мужчины пишут на арабском, а женщины используют сильно измененный финикийский алфавит тифинаг. Женщины туарегов пользуются полной личной свободой, и да, сами выбирают себе мужчин.
Очень интересна социальная жизнь тибетской народности мосо в Северном Китае. В языке мосо слово «отец» отсутствует, традиционной семьи нет, а ребенку часто вообще неизвестно имя его родителя. Мужчины заняты ритуалами и охотой, в то время как воспитание детей, экономическая власть и хозяйство находятся в руках женщин.
Наконец, мифы об амазонках, женщинах-воительницах, тоже в последнее время нашли немало подтверждений. В 1990-х годах в Воронежской области были обнаружены могилы женщин, которые, судя по деформации скелетов, много скакали верхом, а судя по драгоценному оружию, захороненному с ними, воевали на равных и с мужчинами и, возможно, были царицами и военачальницами.
Замечу, что, видимо, мифом является бесправие мужчин в таком обществе, однако логично при таком высоком месте женщины было появление женских пантеонов и культа Богини-матери. Это универсальный образ, женщина дарует жизнь и потому имеет право ее отобрать. Богиня-мать одновременно божество плодородия и подземного царства. Эрос и Танатос, жизнь и смерть смыкаются в ней.
Палеотические Венеры, фигурки с грудью и широкими бедрами, находят по всей Евразии. В эпоху неолита появляются изображения рожающей богини, богини с ребенком, спящей богини, старой прародительницы. Все эти образы, трансформируясь, перешли в античные языческие культы и позже появились в христианской традиции. Давайте познакомимся с некоторыми из древних богинь.
На территории современной Турции британским археологом Джеймсом Меллартом было открыто неолитическое поселение Чатал-Хююк, где люди жили с середины восьмого до середины шестого тысячелетия до нашей эры. Здесь, на дне древнего высохшего озера, проживало три-четыре тысячи человек. Среди ряда керамических Венер, найденных в Чатал-Хююке, статуэтка тучной, возможно, глубоко беременной женщины с оружием, сидящей на двух кошках. Любопытно, что на фресках, ― а в этом поселении найдены одни из древнейших фресок в мире, ― изображены в основном мужчины, в то время как скульптура почти вся изображает женщин.
Писатель Теренс Маккена писал о Чатал-Хююке: «Заключение о том, что народы Африки с их культурами, уходящими корнями в далекое прошлое, достигли Ближнего Востока и какое-то время процветали там, вполне логично, и избежать его трудно. Мелларта удивляет то, что Чатал-Хююк не оставил заметного влияния на последующие культуры в этом районе. Он отмечает, что „неолитические культуры Анатолии положили начало земледелию и животноводству, а также культу Богини-матери — основе нашей цивилизации“. Со всей справедливостью можно добавить: основе, многими пока что еще отрицаемой».
В древнеегипетской мифологии культ Богини-матери трансформировался в поклонение богине Нут, ее называли «Огромная мать звезд». Сестра и жена бога земли Геба, мать многих богов, Нут каждое утро проглатывала луну и звезды, чтобы родить их снова вечером. Ее изображали в виде женщины, склонившейся над землей, то есть над своим супругом, касающейся его кончиками пальцев рук и ног. С богиней Нут связан образ космической коровы, в теле которой зарождаются миры и божества. Бога Ра часто изображали плывущим на лодке под телом Нут.
Но по-настоящему популярной и в Египте, и позже, у римлян, была дочь Нут, богиня Исида. Исида ― образец женственности и материнства, она сестра и одновременно верная жена Осириса, а как мать их сына Гора, с которым ассоциировали себя фараоны, она покровительница власти. Собственно, само имя Исиды означает «трон». Самый известный миф, связанный с Исидой, ― это история о боге Сете, расчленившем Осириса. Исида оплакала его и собрала тело по частям, кроме одной детали, той самой. Слезы Исиды были связаны с представлением египтян о разливе Нила, дававшем ил, без которого невозможен урожай в Египте.
Не менее интересен миф об Исиде и боге Ра. Исида пожелала выведать все тайны мира у главного бога, сидевшего в ладье на Троне владыки миллионов лет ― это официальное название трона. Она заметила, что у Ра капает слюна с кончиков губ, собрала ее и слепила из этой слюны, с помощью этой слюны волшебную змею. Змея укусила Ра, и тогда Исида в обмен на противоядие потребовала сообщить ей тайное имя Ра, дававшее ключ ко всем тайнам. Отсюда пошло выражение «под покрывалом Исиды», ставшее популярным после стихотворения Шиллера 1795 года:
Что же увидал он там? У ног Изиды, в храме
Поутру, недвижим, он поднят был жрецами.
И что он увидал? И что постигнул он?
Вопросы слышались ему со всех сторон.
Угрюмый юноша на них ответа не дал…
Но в жизни счастья он и радости не ведал.
В могилу раннюю тоска его свела,
И к людям речь его прощальная была:
«Кто к Истине идет стезею преступленья,
Тому и в Истине не ведать наслажденья!»
Тайны богов не для смертных.
Культ Исиды, смешиваясь с другими культами, был популярен в Риме, скажем, святилище Исиды найдено в Помпеях, а на египетском острове Филы Исиде поклонялись аж до шестого века, когда весь остальной Египет был уже христианским. В те эллинистические времена Исида почиталась как богиня материнской любви, самой сильной, и часто изображалась кормящей младенца. Есть точка зрения, что от этой иконографии происходит образ Мадонны с младенцем, а в истории, как Исида прятала от убийцы мужа младенца-сына, находят параллели с бегством Святого семейства в Египет от гнева царя Ирода.
У Апулея в романе «Золотой осел» ― II век нашей эры, между прочим ― читаем: «Вот я пред тобою, мать природы, госпожа всех стихий, изначальное порождение времен, высшее из божеств, владычица душ усопших, первая среди небожителей, единый образ всех богов и богинь. Единую владычицу, чтит меня под многообразными видами, различными обрядами, под разными именами вся вселенная. Там фригийцы, первенцы человечества, зовут меня Пессинунтской матерью богов, тут исконные обитатели Аттики — Минервой Кекропической, здесь кипряне, морем омываемые, — Пафийской Венерой, критские стрелки — Дианой Диктиннской, трехъязычные сицилийцы — Стигийской Прозерпиной, элевсинцы — Церерой, древней богиней, одни — Юноной, другие — Беллоной, те — Гекатой, эти — Рамнузией, а эфиопы, которых озаряют первые лучи солнца, арии и богатые древней ученостью египтяне почитают меня так, как должно, называя настоящим моим именем, — царственной Изидой».
Знак Исиды, узел богини тиет, рисовали и носили как украшение, и очень оно напоминает, между прочим, Кенни из «Южного парка», сами посмотрите. И, конечно, велик соблазн увидеть в тиете прообраз нашего нательного крестика.
В другой древней культуре, шумеро-аккадской, была богиня Иштар, поглотившая множество других богинь. Ее еще называли Аштар или Астарта, она олицетворяла планету Венеру и была одновременно богиней любви и войны. Помните, как праматерь давала жизнь и отнимала ее? Владычица богов, царица царей, яростная львица, Иштар-воительница, главная богиня, мудрая, хитрая, вероломная, но и обворожительная. На ее губах мед, ее глаза переливаются радужным светом, ее уста сама жизнь, она подательница жизненной силы, здоровья и удачи.
Один из самых интересных мифов, связанных с Иштар, ― сошествие в царство мертвых, где правит сестра Иштар Эрешкигаль. Иштар требует отворить врата преисподней, грозя разбить их и выпустить мертвых в мир, где те, как зомби, начнут поедать живых. Иштар пропускают, но, проходя через семь врат царства мертвых, богиня теряет часть своих облачений и могущества. Перед сестрой она предстает голой и беззащитной, и та решает в отместку заточить Иштар. Но в это время в мире людей перестают рожать женщины, перестает плодоносить земля, поэтому боги договариваются заменить Иштар на кого-то другого. Добровольцем выступает ее возлюбленный, царь Думузи.
Со спуском в царство мертвых, грустью и увяданием всего живого, а после выходом в мир, пусть и временным, связано множество мифов. Пожалуй, самый известный ― похищение Персефоны и скорбь ее матери Деметры. И вообще с космогонией, созданием мира связана другая греческая богиня, праматерь Гея. Если у египтян жена ― это Нут, звездное небо, то у греков наоборот, Гея ― земля. Она сама себе рожает мужа, Урана, то есть небо, выходит за него замуж и производит на свет первых детей ― титанов, циклопов и сторуких исполинов. Уран был плодовит, но ненавидел своих жутковатых детей, пряча их в утробе своей жены Геи, причиняя ей тем самым ужасные страдания. Их сын Кронос оскопил ненавидимого отца, и от капель крови Урана родились богини мести эриннии, а также Афродита, богиня любви, которая, таким образом, старше богов-олимпийцев и имеет весьма кровавое происхождение.
С Кроносом связан жуткий миф о том, как сын, сместивший отца Урана, приказывал своей жене Рее отдавать ему на съедение собственных детей. В этом угнетении видят в том числе и борьбу патриархата с матриархатом. Вечный образ, особенно актуальный сегодня, в эпоху MeToo. Младшим сыном этой пары был Зевс, вместо которого Рея подсунула мужу спеленутый камень. Зевса вскормила в укромном месте коза Амалфея, и когда он подрос, то сверг отца и заставил его выплюнуть, то есть воскресить всех братьев и сестер.
Дочь Кроноса, богиня Деметра, несет в себе все тот же образ праматери, о котором мы говорили в самом начале, и, возможно, на самом деле ее культ древнее культа Геи, Урана, Кроноса и Зевса, всей этой попытки объяснить зарождение мира и нарисовать стройную хронологию богов. Ключевой миф о Деметре ― история похищения ее дочери Персефоны Аидом, владыкой царства мертвых. Безутешная мать покинула Олимп и, предавшись трауру, пришла в мир людей. В это время земля перестала плодоносить, и Зевс потребовал вернуть Персефону. Аид послушался, но дал жене зерно граната, символ верности, после чего та должна была каждый год возвращаться к нему. В этот период на земле наступала осень и зима.
С драмой Деметры связаны элевсинские мистерии, ритуалы которых, возможно, с применением психотропных веществ, остаются для современных исследователей тайной. Говорить о них было запрещено под страхом смерти. Согласно мифу, Деметра гостила у царя Элевсина и нечаянно выдала свою божественную природу. Царица отдала ей на воспитание своего сына Триптолема, которого Деметра клала в пылающую печь, желая сделать бессмертным. Это нечаянно увидела мать и потребовала ребенка вернуть. Представ в сиянии лучей, Деметра показала свою подлинную природу, и Триптолем не стал бессмертным, но взамен она научила элевсинцев земледелию и потребовала выстроить ей грандиозный храмовый комплекс, что и было сделано.
Скорбь по утраченному ребенку и его обретение, зарифмованное с природным циклом, стало одним из ключевых сюжетов нашей цивилизации. Конечно, образ богини-матери существовал и в славянской мифологии. До нас дошел образ, который называют мать сыра земля, это известное в русских фольклорных текстах выражение обозначает землю, оплодотворенную небесной влагой, соответственно, пересохшая, бесплодная земля сравнивается в русских духовных стихах с вдовой. Перед началом сева крестьяне обращались к святым с просьбой напоить мать сыру землю студеной росой, чтобы принесла она зерно, всколыхала его, возвратила его большим колосом. Но также сыра земля и принимает человека в конце его земного пути. Отсюда традиция бросать на гроб горсть земли.
Если говорить о русской сказки, то, пожалуй, первая героиня, которая приходит на ум, ― это Хозяйка Медной горы из сказов Бажова. Известно, что в 1930-е годы советские фольклористы отправились на Урал собирать рабочий и колхозно-пролетарский фольклор. Историк Владимир Бирюков пожаловался, что ничего не нашел, тогда редактор планировавшегося сборника Павел Петрович Бажов написал для него три сказки, утверждая, что слышал их в детстве от дедушки Слышко, сказителя Василия Хмеленина.
К 1943 году Бажов написал целую книгу уральских сказов. Сегодня уже понятно, что он их просто придумал, что, конечно, вызывает только восхищение. Среди образов, созданных Бажовым, сразу запоминается Хозяйка Медной горы, или малахитница, живущая в руднике красавица со сверхъестественными способностями. Она хранит невероятные запасы Уральских гор, медь и поделочных камень. Она покровительствует людям труда, горнякам, вдохновляет их на творчество и дарит секреты мастерства. Она же может и наказать, лишить жизни, так она превратила жестокого приказчика Северьяна Кондратьича в пустой малахитовый камень.
Конечно, Хозяйка близка к Царице гор, которая появляется у немецких романтиков в эпоху освоения рудников в Европе, например, в «Фалунских рудниках» Гофмана образ Царицы гор сводит с ума героя, который в день собственной свадьбы убегает в рудники и погибает там во время обвала пород. Пятьдесят лет спустя находят его мумифицированное в кристаллах соли тело, и постаревшая невеста узнает своего суженого, которого забрала Царица гор. Это весьма древний образ, ведь золото и другие богатства лежат в земле, куда уходят мертвые, поэтому золото, золотые артефакты, золотые волосы связаны часто со смертью, а богиня подземного мира одновременно хранительница и отнимательница богатств, дарительница и отнимательница жизни.
На Урале ценности и люди попроще, поэтому и сказы Бажова о крепостных и поделочных камнях, а Хозяйка ― девка небольшого росту, из себя ладная, коса ссиза-черная и не как у наших девок болтается, а ровно как прилипла к спине, на конце ленты, не то красные, не то зеленые, сквозь светеют, звонко этак позванивают, будто листовая медь. Платье ее камень, а на глаз как шелк, хоть рукой погладить. Хозяйка способна любить и страдать, она пленит Данилу-мастера, но когда за ним приходит невеста, то говорит: «С ней пойдешь ― все мое забудешь, здесь останешься ― ее и людей забыть надо». Данила выбирает свою Катю, и Хозяйка отпускает его.
С христианизацией Европы древние богини отдали почти все свои божественные функции Богоматери, и, конечно, мы видим немало общего в иконографии Мадонны и Иштар, в представлениях о Богородине и Деметре. Замечательные переклички есть между вышитой на полотенцах Богиней-матерью и Богородицей Орантой.
Вместе с тем древняя богиня, сочетающая плодородие и смерть, осталась в фольклоре. Я говорю, например, о фрау Холле, милостивой госпоже, которую мы знаем по сказке братьев Гримм «Госпожа Метелица». Эта добрая старушка с большими зубами живет в колодце среди облаков, то есть в отраженном небе, на том свете. У нее есть перина, которую надо взбивать, чтобы на земле шел снег, и она воздает по заслугам девушкам, которые отправляются к ней в гости: либо золотом награждает, либо ведро дегтя на голову выливает.
Образ же Мадонны стал одним из важнейших в культуре. Древнейший известный образ Девы Марии, еще совершенно античный по своему характеру, находится в катакомбах Присциллы в Риме и относится ко II веку. В III веке появился термин «Богородица». 11 мая 330 года, перенося свою столицу в Константинополь, император Константин Великий посвятил город Деве Марии. Град Богородицы придает и посвящает свое начало Божьей Матери, от которой он берет свою силу и долговечность, которой хранится и укрепляется и взывает к ней: «Радуйся, надежда всех концов земли!». Около двухсот храмов столицы Византии были посвящены Богородице.
Не меньшее значение мать Иисуса имеет для католицизма. Считается, что Дева Мария примерно в 48 году нашей эра была вознесена на небо. Католики верят, что она была коронована. Для христианского искусства образы Девы Марии ключевые, ее называют Царицей небесной, и для многих верующих именно она главный христианский святой. К ней обращаются за всем тем же, за чем обращались к ее предшественницам.
Эволюция образа Мадонны в европейском искусстве замечательна, нет практически ни одного значительного художника, который бы не написал свою Богоматерь, как правило, с младенцем, порой даже пытаясь создать образ, противоположный христианскому. Так, мы находим Мадонну у всех художников, от Джотто и Рафаэля до Петрова-Водкина и Матисса.
Несомненно, Богиня-праматерь нашла свое отражение и в образе Родины-матери, которая появилась на плакатах в начале Великой Отечественной войны, а после в виде статуй в Волгограде и в столицах советских республик. Вновь она с нами, любящая и разящая, с чашей и мечом.
Образ Марианны ― символ Франции, чье изображение мы находим в государственных учреждениях, на винных акцизах, реверсах монет и почтовых марках, тоже оттуда. Марианна ― собирательный образ француженки, которая и в моде первая, и на баррикадах, когда надо свободу защищать. С ней олицетворяют образ Свободы на баррикадах с картины Эжена Делакруа. С 1970 года комитет французских городов избирает ныне живущую женщину на роль земного воплощения Марианны. Так, Марианной побывали Брижит Бардо, Софи Марсо, Катрин Денев и другие.
В мифах, сказках, в истории ежедневной реальности ― мы повсюду встречаем образ матери, милующей, защищающей, карающей, награждающей и отнимающей. Да, встречаем в сказках, но порой и у себя дома.