Генсек Паралимпийского комитета России: «Паралимпийские игры доросли до такого уровня, что начинает вмешиваться глобальная политика»

08/03/2014 - 21:51 (по МСК) Мария Командная

Генеральный секретарь Паралимпийского комитета России Михаил Терентьев рассказал Марии Командной, как конфликт России с Украиной повлиял на Паралимпиаду-2014, какие премиальные получат наши паралимпийцы за медали в Сочи и сколько этих медалей планируется завоевать.

Командная: Эти Паралимпийские игры проходят в не совсем однозначной обстановке из-за того, что сейчас происходит в нашем политическом контексте. Насколько тяжело проводить Игры в такой ситуации? Как это скажется на спортсменах?

Терентьев: Мне очень приятно, что Паралимпийские игры доросли до такого уровня, когда глобальная политика начинает вмешиваться в состязания спортсменов. Я очень рад, что такое повышенное внимание от года к году, от Игр к Играм идет к Паралимпийским играм, и это говорит о том, что Паралимпийские игры начинают влиять на общественное мнение с той точки зрения, что показывают, что в каждом человеке с инвалидностью скрыт огромный потенциал для развития общества – не только самого человека с инвалидностью. И мне кажется, с этой точки зрения эти Игры и последующие будут уникальны, что они показывают элитное отношение общества к людям с инвалидностью в целом, не только как к спортсменам. Сейчас уже благодаря тому, что Игры проходят в Сочи, Международный паралимпийский комитет в последующем также будет требовать очень жесткое соблюдение стандартов безбарьерной среды в других странах, не только физической, но и в общественном мнении, чтобы не было такого, что люди приходят болеть не за спортсменов, а за инвалидов. Это продвигает Паралимпийское движение и ценности, это вдохновение общества на достижение. Каждые Игры уникальны именно с этой точки зрения.

Командная: Вы не боялись, что в сложившейся политической обстановке Паралимпийские игры просто нельзя будет проводить?

Терентьев: Сейчас Международный паралимпийский комитет очень активно разъясняет свою позицию перед международным сообществом и перед паралимпийскими комитетами, что мы пытаемся дистанцироваться от глобальной политики. Все-таки спортсмены четыре года готовились к этому старту, очень много сделали, чтобы показать свои наилучшие результаты именно в конкретном месте в конкретное время. Когда политики пытаются притянуть нас в ту область, которая не свойственна спортсменам, я всегда говорю, давайте соревноваться не в сфере гонки вооружений, а в том, как государство относится к людям с инвалидностью. А если те государства, которые пытаются притянуть нас в политику, говорят, это уже другое отношение.

Командная: Что это за государства?

Терентьев: Я не хочу их называть, они же все на слуху.

Командная: Вы сказали, что Сочи стал первым безбарьерным городом в России. Мы это видим и ценим. Как сделать так, чтобы эта безбарьерная среда после Сочи проникла в другие города России?

Терентьев: В преддверии подготовки к Паралимпийским играм были актуализированы законопроекты, которые касаются условия создания безбарьерной среды, были вопросы по ужесточению требований в рамках административных штрафов, вопросов по созданию безбарьерной среды. Но в конечном итоге, конечно же, необходимо более жестко относиться к застройщикам, к заказчикам по тем проектам, которые они делают. Часто говорят привлекать общественные организации, которые будут согласовывать проекты. Мне кажется, необходимо, чтобы прокуратура, надзорные органы все-таки следили за соблюдением тех законодательных актов, нормативных актов, которые были актуализированы, разработаны за последнее время. Каждый должен заниматься своим делом: спортсмена – заниматься спортом, законодатели – делать хорошие законы, прислушиваясь к общественному мнению, а надзорные органы – следить, чтобы эти законы соблюдались.

Командная: Когда происходит обычная Олимпиада, мы все видим, что спортсменам вручаются «Мерседесы», сколько им платит регион призовых, сколько они получают от Минспорта. Что получат наши паралимпийцы?

Терентьев: Начиная с 2006 года огромную роль в принятии того, чтобы приравнять результаты олимпийцев и паралимпийцев сыграл президент Российской Федерации Владимир Путин. именно он принял решение и сказал, что ваши достижения такие же, как достижение олимпийцев, и значит они должны быть оценены в таком же объеме, качестве, как и олимпийские достижения. Это, конечно, дало огромный импульс для развития спорта инвалидов в России. Да, он развивался очень поэтапно, медленно, но последние 2-3 года то начало в 2006 году начиная с 2010 активно начало развиваться, и государство в виде Министерства спорта поддерживает и Федерацию спорта инвалидов, и Паралимпийский комитет, и в полном объеме финансируется календарь спортивных соревнований элитных сборных команд страны. Другое дело, как к этому относятся в регионах. К сожалению, не все регионы услышали тот сигнал, который был в 2006 году, в 2010 году, и только 58 регионов развивают паралимпийское движение. Где остальные? Почему губернаторы, главы городов не обращают внимание на развитие спорта инвалидов?

Командная: Кто не обращает?

Терентьев: Те не 58… Я не хочу сейчас называть конкретные фамилии. С этим должны работать надзорные органы. Но почему я должен вмешиваться в судебные органы, в деятельность прокуратуры, следить за соблюдением всех законов, которые есть?

Командная: Наши паралимпийцы 4 миллиона рублей от Министерства спорта получат.

Терентьев: Да, 4 миллиона от Министерства спорта, от Фонда поддержки олимпийцев, от регионов в таком же объеме, как и олимпийцы в своем регионе получают призовые.

Командная: Перед Олимпиадой мы много говорили о том, что существует пресловутый медальный план. Кто-то его выполнил, перевыполнил или недовыполнил. Есть ли такой медальный план для наших паралимпийцев?

Терентьев: Для наших паралимпийцев, и мы об этом говорим каждый раз, наш успех – это достойное выступление. Кто-то из средств массовой информации начинает говорить о первых, вторых, третьих местах, для кого-то успех команды выглядит по-разному. Но я говорю, что это достойное выступление. Спортсмены-паралимпийцы – это те люди с инвалидностью, которые добились уважения в обществе среди не только инвалидов, но вообще в обществе, и на их отношении к окружающим, их внешнем виде, от их улыбок, мне кажется, должно исходить такое вдохновение на все общество. Поэтому я считаю, успех этих игр будет все-таки зависеть от того, как наши паралимпийцы будут улыбаться от завоеванных медалей, как они будут огорчаться от своих проигрышей. Но именно они показывают не то, что они инвалиды, а то, что они спортсмены и борются за то, чтобы флаг России, гимн России был виден, звучал, и мне кажется, это важно именно от той борьбы, тех эмоций, которые они показывают, потому что все-таки важно, когда вы будете смотреть хоккей, чтобы вы видели не то, что у них в руках две клюшки, что они сидя соревнуются, а то, что они играют в контактный жесткий вид спорта хоккей.

Командная: Я думаю, что удовольствия мы от просмотра получим гораздо больше, чем получили от игры сборной России на Олимпиаде. После Олимпиады, которую мы выиграли, все ждут от Паралимпиады только победы.

Терентьев: Да, но, наверное… Знаете, почему такой был резонанс в 2006 году? Наша команда тогда завоевала первое общекомандное место, а олимпийская команда – 15-е. Сейчас такого резонанса не будет, поэтому я очень рад за то, что в России, благодаря и паралимпийцам, олимпийцы стали хорошо выступать. Болейте за развитие спорта, за каждого спортсмена, который выходит на дистанцию.

Другие выпуски