Бывший друг Путина впервые рассказал, как тот стал президентом. Интервью Собчак

Беглый олигарх Пугачев: «Путину сказали: вот дворец, вот страна, ни в чем себе не отказывай»
25/06/2015 - 20:00 (по МСК) Ксения Собчак
Поддержать ДО ДЬ

Бывший друг Владимира Путина, беглый олигарх Сергей Пугачев впервые рассказал свою версию новейшей России: как Путин на самом деле стал президентом и что из этого вышло. Это первая серия его эксклюзивного интервью Ксении Собчак. 

Вторая серия интервью. Рассказ Сергея Пугачева о крушении его бизнес-империи и письмах Путину

Собчак: Мой первый вопрос такой: что случилось с вашими отношениями с Путиным?

Пугачев: Вопрос хороший, но, конечно, в двух словах это трудно описать, потому что отношения наши продолжались длительное время, и продолжаются на сегодняшний день, просто как-то формат изменился в этих отношениях. Поэтому такого какого-то короткого ответа, к сожалению, что случилось в отношениях – его не может быть просто по определению, потому что это долгие-долгие годы. Просто они изменились очень сильно. Но, тем не менее, отношения остались отношениями.

Собчак: Ну, то есть, перефразируя, ответ, известный нам, всем россиянам «лодка утонула» - можно сказать, что отношения испортились.

Пугачев: Да, я бы с этим согласился.

Собчак: Давайте развернем эту тему. Смотрите, вы долгие годы были суперуспешным предпринимателем в России, многие годы, начиная с 90-х. Сейчас, и мы об этом поговорим попозже – об экономической составляющей тех уголовных дел, которые возбуждены в России, о процессе экстрадиции и т.д. Но очевидно, что произошло нечто, что стало поворотным моментом для того, чтобы все эти процессы начались. Как вы считаете, не с точки зрения судебного разбирательства, что произошло, что стало такой отправной точкой?

Пугачев: На мой взгляд, это, опять же, не локальная ситуация. Вы же прекрасно понимаете, что огромное количество похожих вещей, похожих дел происходят. Я бы так сказал, что изменился некий тренд в российской обществе, в России в целом. В принципе, я думаю, что сотня, может быть, тысяча дел, ну, может быть, они не такого масштаба, но в принципе это нормальная история, когда передел собственности происходит руками и во благо государства, но для того, чтобы это как-то не развернулось назад – нормальная история, когда вам предлагают некоторые обвинения, возможность оставаться где-нибудь за рубежом, чтобы вы не приехали случайно и не стали защищать себя. Вот, собственно, это сегодня норма, я с этим сталкиваюсь каждый день. И, более того, в Лондоне – это особенное место в этом смысле. Это такой заповедник, где люди собрались, и они отсиживаются. И мое мнение, что нет ни у кого, в том числе у Путина, желания, чтобы они вернулись, потому что все, что у них было, оно перераспределилось. Ничего страшного в этом смысле не произошло.

Собчак: Но перераспределилось каким образом?

Пугачев: Перешло в другие руки: есть близкое окружение Путина, есть люди, может быть, менее близкие, но более успешные в новой этой системе координат.

Собчак: А кто эти люди конкретно?

Пугачев: Ну, в большей степени, конечно, это чиновники, потому что сегодня, к сожалению, на мой взгляд, субъективно, вот этот тренд владеть частной собственностью – это не модно сегодня. Вы видели за последнее время каких-то людей, которые успешны, которые говорили: «Я являюсь, у меня 75% акций такого-то предприятия» и т.д.? Сегодня это не интересно, сегодня понятно, что нужно быть директором чего-то, и это, собственно, предполагает владение этим. Если вы директор завода, акции-то вам не нужны, вы же не собираетесь на бирже их размещать. Вам интересны потоки, вам интересно освоение бюджета – такого рода вещи. В этом смысле с момента прихода Владимира Путина к власти, на мой взгляд, я достаточно близко находился непосредственно к Путину и ко всей новой команде, и остаткам старой команды - просто поменялся тренд, просто вот этот прорыв к свободе: к свободе предпринимательства, к свободе слова – вам это должно быть близко, он как-то захлебнулся после 2000 года, на мой взгляд. Я бы так сказал: вот этой прививки свободы ельцинской, ее не хватило для того, чтобы как-то постараться без начальника пронести эту идею дальше. Я был удивлен, для меня это было с одной стороны большим сюрпризом, с другой стороны – большой трагедией.

Собчак: Расскажите о ваших отношениях с Владимиром Путиным – как вы познакомились?

Также по теме
    Другие выпуски