Дождю удалось взять первое телеинтервью у одного из основателей проекта «Шалтай-Болтай» Александра Глазастикова. В нем он рассказал, как участники проекта познакомились на вечеринках сайта «Дамочка.ру», какую сделку им предложило ФСБ и чем заманивало в Россию, чтобы арестовать. Дождь предлагает краткий пересказ интервью.
Как был создан «Шалтай-Болтай»
История «Шалтая-Болтая» началась в 2004 году на одной из вечеринок форума «Дамочка.ру», где пользователи ресурса знакомились в реальной жизни. Одним из организаторов этих вечеринок был Владимир Аникеев — основатель «Шалтая-Болтая», известный под псевдонимом Льюис. Познакомившись, Аникеев и Глазастиков поддерживали контакты, но активно общаться начали только в 2013 году, когда Аникеев и предложил создать проект.
К этому времени Аникеев уже больше десяти лет работал в пиаре и успел обзавестись источниками, в том числе и в администрации президента. Аникеев хотел создать ресурс, на котором они могли бы публиковать инсайдерскую информацию чиновников.
Сам Аникеев плохо разбирается в технике, поэтому публиковать полученную информацию, вести блог и отвечать за техническую сторону проекта он предложил Глазастикову.
Как хакеры получали доступ к переписке чиновников
Всю информацию от основателя проекта Глазастиков получал в готовом виде, это были скачанные архивы электронной почты различных чиновников. Чаще всего почту взламывали хакеры, которых Аникеев находил на форумах в интернете. По заинтересовавшим «Шалтая-Болтая» адресам отправляли «фишинговые» письма, через которые нанятые хакеры и получали пароли.
Глазастиков опроверг информацию о том, что ноутбуки и телефоны хакеры взламывали с помощью «лжесот» (специально созданных точек Wi-fi) в кафе, куда ходят чиновники. По его словам, эту технологию группировка обсуждала лишь на уровне «вроде бы это можно, почему бы это не попробовать».
Команда «Шалтая-Болтая»
По словам Глазастикова, существовало, два основных участника проекта — Аникеев и он. Четкого разделения, кто будет Шалтаем, а кто Болтаем, не было. Для общения с журналистами они предсталялись по-разному.
Чтобы разбираться в полученных массивах данных, в проект позвали Константина Теплякова — знакомого Аникеева, который и помогал «на разовой периодической основе». В работе по взлому он не участвовал. С Александром Филиновым, который также арестован по делу «Шалтая-Болтая», Глазастиков знаком не был.
Еще одного участника группировки, про которого писали СМИ, — Алисы — не существовало, уверяет Глазастиков. Этот образ был выдуман для общения с журналистами, сказал он. По данным «Росбалта», гражданка Украины, которая скрывалась под псевдонимом Алиса, выполняла поручения Аникеева, в том числе сидела с ноутбуком в кафе, где встречаются высокопоставленные чиновники. Она же обналичивала заработанные организацией биткоины, писал «Росбалт»
Цели группы
Первым проектом «Шалтая-Болтая» стало обнародование новогодней речи президента Владимира Путина в 2013 году. Лучшими публикациями группировки сам Глазастиков считает взломанные почты замначальника управления по внутренней политике администрации президента Тимура Прокопенко, бизнесмена Евгения Пригожина и бывшего министра обороны самопровозглашенной ДНР Игоря Стрелкова. «Это были суперские времена, было приятно участвовать», — вспоминает Глазастиков.
По его словам, хакеры изначально преследовали идейные цели, взламывая коррумпированных чиновников или связанных с ними бизнесменов. «Раскрыть некоторые тайны, которые не вся общественность знает, может быть, даже не подозревает об их существовании: о деятельности лиц, связанных с правительством России, с президентской администрацией и каких-то приближенных, скажем так, бизнесменов», — рассказывает Глазастиков.
Впрочем, Аникеев с самого начала рассчитывал, что через какое-то время на этом можно будет зарабатывать деньги. За время существования «Шалтая-Болтая» Глазастиков заработал порядка 100 тысяч долларов. Сколько заработал Аникеев, точно не известно. Глазастиков предполагает, что около полумиллиона долларов.
«Гарантии от ФСБ»
После того как сотрудники ФСБ вычислили, кто ведет проект, они через третьих лиц вышли на связь с Аникеевым. Сам Глазастиков с ФСБ не общался, однако знает, что силовики предложили хакерам сделку.
«Они попросили присылать им за час, за день информацию о том, что у нас планируется. И плюс, они сказали, что будут гарантировать безопасность. Они сказали, что возможно им когда-нибудь что-нибудь понадобится, какая-нибудь заказная публикация, но тогда они об этом скажут», — рассказывает Глазастиков.
Кто из ФСБ выходил на связь с группировкой, Глазастиков не знает. Не смог он подтвердить или опровергнуть. что контакт поддерживался через арестованных по делу о госизмене начальника 2-го управления Центра информационной безопасности (ЦИБ) ФСБ Сергея Михайлова и его подчиненного Дмитрия Докучаева.
Связь «Шалтая-Болтая» с возможным взломом писем предвыборного штаба Демократичсекой партии США, Глазастиков отвергает. Группировка работала только в России, уверяет он.
Как поймали «Шалтай-Болтай»
В ноябре Аникеев был задержан в аэропорту «Пулково», однако спустя три дня он сообщил Глазастикову. что его отпустили. Выйдя на связь с Глазастиковым, Аникеев предложил встретиться, но партнер почувствовал, что манера общения Льюиса изменилась: «Я почувствовал, что что-то здесь не то», — вспоминает Глазастиков.
Чтобы убедиться, что Аникеев на свободе и его не контролируют, Глазастиков попросил его прислать фотографию и чека из «Жан-Жака» на Таганке. После того как Аникеев сделал это, Глазастиков позвонил в кафе, чтобы убедиться, был ли Аникеев один.
«Почему Аникеев в ответ на мою эту просьбу меня не послал подальше, а помчался через пол-Москвы фотографироваться в Жан-Жаке?», — объясняет свое недоверие Глазастиков.
После задержания в Пулково Аникеев связался и с другим участником проекта. Тепляков ему поверил и прилетел, после чего был арестован. Глазастиков решил остаться за границей и заявил, что уходит из проекта. Сейчас он рассчитывает получить политическое убежище в Эстонии.