Экономика рабства. Как устроен бизнес попрошайничества в России

Все схемы мошенничества
16/11/2015 - 19:18 (по МСК) Наталья Шанецкая
Поддержать ДО ДЬ

В гостях у Натальи Шанецкой Олег Мельников, руководитель общественной организации «Альтернатива». Он рассказал о всех бизнес-схемах попрошайничества. Олег несколько лет занимается этой темой и провел многочисленные эксперименты, в том числе записанные на видео. Теперь вы узнаете, сколько зарабатывают нищие, сколько платят тем, кто их прикрывает, и как это питает рынок рабства в Москве в XXI веке.

В Москве попрошайки делятся на две категории: мошенники и рабы. Просто стоять с протянутой рукой в Москве нельзя. В столице есть точки, где могут стоять попрошайки, и все эти точки поделены между так называемыми «хозяевами». В среднем одна локация стоит около 100 тысяч рублей в месяц. Эти деньги хозяин выплачивает сотрудникам полиции, которые «крышуют» его бизнес. На одну такую точку хозяин может поставить до четырех человек. Попрошайки в день зарабатывают около семи-десяти тысяч рублей. 

Бизнес попрошайничества, хоть и криминализирован, но децентрализован. Единой «верхушки» у этой мафии нет. Хозяева точек объединяются по территориальному признаку и делят районы.

В бизнесе попрошайничества в прямом смысле слова используется рабский труд. Сами попрошайки не получают никаких денег, вырученных ими за день. Они живут в месте, которое отвел им хозяин, и получают только необходимую еду. Больных попрошаек не лечат, потому что чем более жалко выглядит человек, тем больше ему дают денег. Практически все инвалиды, которых можно встретить в метро и на улицах, являются чьей-то собственностью.

До 2008 года большинство попрошаек составляли выходцы из средней Азии. Их нелегально привозили в Россию и продавали. В какой-то момент людям с восточной внешностью перестали давать деньги, тогда попрошаек стали привозить из Украины, в основном из Одесской области. Сейчас около 90% людей, которые стоят на улице, приехали из Украины.

Не всегда людей насильно продают в рабство и увозят. Чаще всего, это происходит посредством обмана. Например, одиноким старым женщинам предлагают работу в Москве и, в виду плохой экономической ситуации в Украине, они соглашаются и попадают в рабство.

«В каких-то случаях попрошайки могут отработать сезон и их отпустят, это более щадящий вариант. Но в других случаях таких людей эксплуатируют до конца», — рассказывает Мельников.

На попрошаек есть свои расценки. Привезти бабушку стоит 30 тысяч рублей. Причем иногда под видом бабушки деньги может просить женщина абсолютно любого возраста. Инвалид стоит 50 тысяч рублей. Ребенок стоит 100 тысяч рублей. Как правило, ребенка покупают у семьи мигрантов или алкоголиков.

С детьми попрошайничают так называемые Мадонны. Причем, дети у них на руках находятся под воздействием препаратов или алкоголя, и их жизнь крайне коротка.

Проблема в том, что эти дети не могут быть никак отслежены полицией, потому что до получения свидетельства о рождении в ЗАГСЕ родившиеся дети нигде не числятся. То есть одна и та же женщина может ходить с абсолютно разными детьми, показывая одно свидетельство о рождении. Полиция никак не может на это повлиять, потому что в свидетельстве нет фотографии ребенка.

Более того, юридически очень сложно привлечь организаторов этой деятельности к ответственности, несмотря на то, что в уголовном кодексе существует статья 151 «Вовлечение несовершеннолетнего в попрошайничество», так как формально, спящий ребенок на руках у женщины не может заниматься попрошайничеством.

Если вы видите на улице "попрошайку" с ребенком — обратитесь в движение "Альтернатива" по телефону +7-965-345-51-61

Другие выпуски