Уволить мэра, освободить заключенных, остановить застройку: как оппозиции использовать места в Мосгордуме?

13/09/2019 - 19:26 (по МСК) Анна Немзер

Муниципальный депутат, преподаватель ВШЭ Юлия Галямина, главный редактор «Ежедневного журнала». Александр Рыклин, депутат Мосгордумы, урбанист Дарья Беседина и депутат муниципального собрания района Зюзино города Москвы Константин Янкаускас обсудили в ходе программы «РИЛ ТОК», какие главные цели стоят перед оппозиционными депутатами Мосгордумы после неожиданных результатов выборов.

Выборы или то, что мы так условно называем, состоялись, так или иначе. Главный вопрос теперь ― что делать дальше и что будет происходить дальше? Я бы задала этот вопрос в самой общей форме вам всем для начала, а потом перейдем ко всяким деталям и будем уточнять уже по мелочам. Дарья, что дальше?

Беседина: Дальше мы будем работать, потому что я депутат, мои коллеги от партии «Яблоко», нас четыре депутата, другие депутаты, которые избирались. Очевидно, что Мосгордума будет каким-то парламентом. Каким, еще предстоит нам увидеть. Но очевидно, что она будет совершенно другая, она будет очень отличаться от уходящего состава, абсолютно другая будет.

Спасибо. Сейчас мы вернемся ко всяким подробностям. Дарья Беседина имеет непосредственное отношение к Московской городской думе, ей предстоит там работать. Юлия Галямина ― не допущенный до выборов кандидат. Выборы состоялись, что дальше?

Галямина: Я хотела бы отметить, что легитимность этой думы, конечно, вызывает большие сомнения, но тем не менее даже с такой низколегитимной думой, естественно, можно продвигать свою повестку и продвигать те темы, которые мы планировали продвигать, будучи депутатами. Поэтому уже у нас готово несколько законопроектов, которые мы будем предлагать тем депутатам, которым все-таки удалось поучаствовать в выборах и выиграть.

Кроме того, существует еще федеральная повестка, которую надо продвигать. У нас выборы 2021 года, и к ним уже надо начать готовиться. Необходимо выстраивать сетевое взаимодействие с региональными лидерами, потому что сейчас очень важно понимать, что у людей есть запрос на местное лидерство, а не на лидерство какого-то одного человека.

В общем, продолжать все проекты, связанные с гражданским просвещением, расширять эти проекты. Работы на самом деле очень много, и, конечно же, надо помнить о политзаключенных и делать все для того, чтобы эта тема вышла на новый уровень, чтобы их становилось меньше, а не больше, и чтобы участь тех, кто сейчас задержан и арестован, была менее жестокой, я бы так сказала.

Саша, с вашей точки зрения?

Рыклин: Я начну с того, чем Юля закончила. Я считаю, что у всех, кто участвовал во всей этой летней истории, сегодня одна задача ― попробовать вытащить политзаключенных. Важнее задачи нет. Что же касается каких-то политических проектов, какого-то будущего, то, мне кажется, нужно как-то всем успокоиться, посмотреть вокруг и понять, что не выборами едиными вообще живо гражданское общество. Есть гораздо более эффективные способы пытаться бороться с диктатурой.

И к этому тоже вернемся. Константин, с вашей точки зрения, как дальше надо действовать?

Янкаускас: Смотрите, я действующий муниципальный депутат района Зюзино, у меня огромное количество дел накопилось за время избирательной кампании, за время, пока я почти месяц находился под арестом. Поэтому я планирую дальше исполнять свои обязанности как депутат.

Более того, я по результатам выборов, по итогам которых мы выиграли и вынесли из Мосгордумы довольно одиозного депутата-единоросса, чувствую на себе моральную обязанность быть депутатом не только для своего района Зюзино, но и для двух других районов, с которыми мы входили в один округ, Нагорный и Чертаново Северное. Поэтому наш предвыборный штаб никуда не распускается, мы просто найдем новый формат работы и будем дальше работать на той территории, которую я должен был на самом деле, по справедливости, представлять как депутат Мосгордумы. Это первое.

Второе ― мы будем обжаловать отказ, незаконный отказ мне в регистрации, скорее всего, в Европейском суде по правам человека, потому что я был лишен права на судебную защиту. Верховный суд мои жалобы вообще не принимал к рассмотрению, так же как и ЦИК. Мы будем обжаловать в ЕСПЧ. Если по итогам обжалования в ЕСПЧ будет возможность отменить результаты выборов по моему округу, будем добиваться такой отмены.

Безусловно, я тоже всячески буду участвовать в кампании за освобождение политических заключенных по так называемому «московскому делу», потому что это дело о беспорядках, о насилии к полиции, которого не было, то есть оно полностью сфальсифицировано, надо этим заниматься. И, на мой взгляд, нам всем нужно хорошенько подумать, я поддерживаю то, что говорила Юля Галямина о том, что надо уже думать о кампании 2021 года. Но при существующем избирательном законодательстве и законодательстве о проведении публичных мероприятий, митингов, шествий, демонстраций ничего путного сделать невозможно. Поэтому, на мой взгляд, общая задача ― запустить какую-то кампанию за упрощение избирательного законодательства в части участия независимых кандидатов и за упрощение законодательства о митингах, чтобы оно не блокировало конституционное право граждан на свободу собраний, а обеспечивало его.

Вот если мы эти две задачи сможем решить, тогда выборы в Государственную Думу будут в лучшую сторону отличаться от того, что было. Если нет, боюсь, что ситуация примерно может повториться в 2021 году.

Не бойся быть свободным. Оформи донейт.

Фото: Агентство «Москва»

*По решению Минюста России «Крым.Реалии» включен в реестр СМИ, выполняющих функции иностранного агента.

Другие выпуски