«Вам лучше сделать вот так, потому что фамилия моя Ротенберг»: как семья близкого друга Путина получила госзаказов на полтриллиона

18/12/2017 - 20:53 (по МСК)
Поддержать ДО ДЬ

Как подсчитал Дождь, в 2016 году семья Аркадия Ротенберга получила госзаказов почти на 600 миллиардов рублей. При этом, первый серьезный бизнес у друга президента появился только после того, как Путин возглавил Россию. Подробнее о корнях этой дружбы можно узнать, посмотрев второй эпизод документального сериала «Питерские» на Дожде.

В здании на Солженицына находился Московский коммерческий клуб. Семаго рассказывает, это был первый частный клуб в Советском Союзе, учредителями было все последнее советское правительство. Там бывал Лужков и даже патриарх Кирилл, по словам Семаго, приходил каждый четверг. Сопровождал Лужкова скромный человек с портфелем, нынешний миллиардер Владимир Евтушенков. Здание было передано Семаго еще в восьмидесятые, тот отреставрировал особняк за свой счет. В 2005 году право аренды у Семаго отобрали и передали «Базальт-А Групп» Черкасова. В 2009 году компания перешла Ротенбергам, а в особняке открылся «Гусятникоff».

Владимир Семаго: «Я могу ответить только одно, что какого-то вот бешеного насилия, такого не было. И этот человек, который вот тогда заступил на боевую вахту от имени Ротенбергов, - он достаточно хорошо со мной общался. А их умение надавить на соответствующие структуры… так сказать, не каких-то понятийных отношений, а просто вот в приказном порядке, что "вам лучше сделать вот так". Потому что "фамилия моя Ротенберг, и, наверное, вам это что-то говорит"».

— А вы ожидали от Аркадия, что он таких успехов добьется?

Петр Тарханов: «Да нет, конечно, кто мог ожидать? Василий Борисович все удивляется, как умудряется Аркадий Романович столько денег заработать, непонятно».

— Может просто Аркадий лучше дружит с Владимиром Владимировичем?

Петр Тарханов: Ну откуда я знаю, что там у них. Ну во всяком случае, единственное, как Путин стал президентом, Аркадий появился в России, вот это я точно знаю.

Первый серьезный бизнес — «СМП-банк» — действительно появился у Ротенберга только после того, как президентом стал Путин. Потом возник легендарный «Стройгазмонтаж», пошли крупные господряды.

В одном из интервью у Ротенберга спросили: «Совместное общение с президентом помогает вашему бизнесу? Он ответил: «Вы знаете, мы общаемся только на предмет спорта. Не каждый может похвастаться, что у него есть такие товарищи, друзья, не знаю даже, как назвать, и просто даже такие близкие люди, с которыми они прошли с 12-13 лет. Если вы имеете ввиду то, что обращаюсь ли я к нему за помощью в плане бизнеса, то нет».

Когда Ротенберга спрашивают о его состоянии, он всегда вспоминает тот самый кооператив «Сова»: мол, я в бизнесе больше 20 лет. Однако главную роль в состоянии Ротенберга, а сейчас это более 2,5 миллиардов долларов, по оценке Forbes, сыграл госзаказ. Два года назад он занял первое место в рейтинге «Короли Госзаказа»: сумма его подрядов за 2015 год перевалила за 0,5 триллиона рублей, но это только Аркадий.

Как подсчитал Дождь, в 2016 году семья Аркадия Ротенберга получила госзаказов почти на 600 миллиардов рублей, их компании представлены едва ли не во всех отраслях, где госзаказ обеспечен: нефтегаз, оборонка, инфраструктурное и жилое строительство и даже издание учебников. Большую часть из них составили господряды компаний, связанных с самим Аркадием. «Газпром» — это более 90% всех заказов компании Аркадия Ротенберга «Стройгазмонтаж», и основной источник госзаказа для компании Игоря Ротенберга «Газпром бурение», которую отец продал ему после введения санкций, как и ряд других компаний. Борис Ротенберг тоже хорошо зарабатывает на стройках с помощью компании ГВСУ «Центр», бывшего строительного управления Минобороны. С таким объемом, если бы в расчет брались семьи, Ротенберги уверенно бы заняли первую строчку рейтинга Forbes «Короли Госзаказа» в этом году, и это при том, что Дождь не считал выручку компаний, тесно связанных с семьей Ротенбергов, но не принадлежащих ей официально.

Другие выпуски