Как «отжимают» устричную ферму в Крыму
Думаете устрицы — обязательно запрещенка? А вот и нет: Сергей Кулик уже несколько лет выращивает мидий и устриц на своей ферме в Крыму. Теперь эта ферма под угрозой закрытия. Кому это понадобилось — смотрите в репортаже Родиона Чепеля.
Смотрите полную версию «Бремени новостей»
По словам бизнесмена Сергея Кулика — это единственная в России такая ферма, где устриц и мидий выращивают в промышленных масштабах. Пять гектаров акватории в посёлке Кацивели под горой Кошка, и несколько сот метров причала в аренде. Отсюда фермер развозит устрицы и мидии по всему полуострову. Правда, после присоединения Крыма к России выяснилось — по российским законам его ферма существовать не может.
Кулик возмущается: «Что я буду делать? У меня 19 линий, у меня там миллион мидий, миллион устриц растет, куда мне их девать? Кто мне компенсирует затраты? Кто мне убытки компенсирует? Упущенную выгоду? Это как понять? Что это за закон, который меня наклоняет и ставит на колени?».
Шквальный ветер мешает выйти в море, таких дней — 120 в году. В несколько сотнях метров от берега рядами болтаются тёмные буи. Это и есть линии. На канатах под буями в специальных конструкциях растут морские деликатесы. «Конечно, лучше на камнях, но зато у нас получается, что без песка они у нас находятся в толще воды на уровне 6-8 метров, а у нас глубина 18 в среднем. Получаются очень чистые и качественные что мидии, что устрицы: нет песка, когда кушаете, и не трещит», — рекламирует свою продукцию Кулик.
Сергей Кулик, бизнесмен: «Что я буду делать? У меня там миллион мидий, миллион устриц растет, куда мне их девать? Кто мне компенсирует затраты?Это как понять? Что это за закон, который меня наклоняет и ставит на колени?»
В его команде — трое. Они по очереди выполняют функции капитана, помощника и водолаза. По словам Кулика на пяти гектарах можно производить от 300 до 500 тысяч устриц и до 30 тонн мидий.
Сейчас таких ферм только девять в России и они не могут обеспечить устрицами всех желающих: пять вокруг поселка Утриш в Новороссийском районе и четыре— в Крыму. Сергей любит напомнить, что до 1913 года Россия поставляла в Европу 12 миллионов черноморских устриц ежегодно, и они ценились выше атлантических.
Сам бизнесмен родом из Днепропетровска, работал в космической корпорации «Энергия», хорошо заработал на торговле ГКО в конце 90-х, и к пенсии мечтал об уютной ферме в провинции у моря. В 2007 он арендовал акваторию под горой Кошка у украинского правительства.
Для промышленного выращивания устриц нужно три этапа. Первый этап — это акватория, второй — это специализированное плавательное средство, а третий — береговая база. «При Украине я успел пройти два этапа, — рассказывает Сергей, — была создана акватория пять гектаров (19 линий) и был приобретен, впервые в России, мини-завод на плаву. То есть это 12-тонная лодка, 13 метров в длину, 4 в ширину, с оборудованием, которая позволяет сортировать мидии по две тонны в час».
Следующий шаг — береговая база. Сергей обещает нам показать, какой она будет, если конечно удастся ее отвоевать и подписать договор аренды. Площадь ее — 375 метров. Здесь должен появиться цех для отсидки устриц, огромный кран, который сможет поднимать лодку во время штормов. Бассейн уже появился, кран устанавливают.
В Украине берег фермеру не отдавали, а потом пришла «Русская весна». Сергей несмотря ни на что рад новому статусу Крыма: «Да, я рад и доволен. Почему? Потому что я сам из России, 30 лет в Москве. Одной ногой здесь был, одной в Москве, десять лет я был и там и здесь, одновременно. Я тогда говорил, еще при Украине, что Крым был всегда российским, и он всегда должен быть российским. И в 1954 году, когда передали Украине…ну, тогда была единая страна, как бы это не имело значения, мы все народы… братья и так далее. А как оказалось, видите, все братья братьями, а табачок то врозь».
Сергей Кулик, бизнесмен: «С помощью Росрыболовства американец взял 200 гектаров вокруг меня и не дает дальше развиваться. А Росрыболовство поощряет это дело. Я не знаю, на каких основаниях оно у него на поводу».
Тем не менее, когда Кулик решил продлить аренду, в российских госорганах его ждал сюрприз. Когда в феврале у него закончился договор водопользования акватории, он подал заявку на его продление, но получил отказ. В Росрыболовстве Сергею сказали: «Можешь получить акваторию в аренду на конкурсе». Но он знает — можно и без конкурса, если ты уже ее арендовал, и претензий к тебе нет.
«Если у вас законом где-то что-то не предусмотрено, ну так сделайте дополнение и учтите. А они все равно хотят через торги. И я догадываюсь, почему они хотят так сделать», —возмущается фермер.
Виноват оказался американец: оказывается, акваторию вокруг арендовал конкурент — созданная в феврале 2015 года компания «Крымские морепродукты» Роберта Стабблбайна, сооснователя «Яндекса».
«С помощью Росрыболовства американец взял 200 гектаров вокруг меня и не дает дальше развиваться. А Росрыболовство поощряет это дело. Я не знаю, на каких основаниях оно у него на поводу, но если я один на 2000 километров на южный берег Крыма, пожалуйста, отойдите три-четыре километра и делайте то же самое. Нет, надо залезть именно на мою территорию, там, где я хотел расширяться, и где я уже подал еще в апреле месяце 2015 года на расширение с пяти гектаров до двадцати. Поэтому я обвиняю Росрыболовство в сговоре с американцем», — такой вердикт Кулик выносит чиновникам.
Сергей Кулик, бизнесмен: «То есть получается, все пытаются об меня ноги вытереть. Я что, кому-то дорогу перешел? Нет. Я занимаюсь, делом, я конкретный человек, бизнесмен. Я все делаю или профессионально или никак».
А берег теперь в собственности у другого госоргана. Агентству научных организаций принадлежит радиотелескоп по соседству, и там вспомнили, что посёлок раньше был закрытый. А значит, любая деятельность вокруг — угроза национальной безопасности.
В ФАНО (Федеральное агентство научных организаций) фермеру ответили примерно так: «Мы тебя там не видим, выматывайся из акватории». Кулик рассказывает об ответе чиновника с нескрываемым возмущением и недоумением: «А теперь вокруг меня будет не пять гектаров, а 200, но американские. А это как? Вы поставите туда оборудование и будете делать исследование. Американец будет туда каждый день нырять, он будет снимать показания и туда в ЦРУ, или еще куда-нибудь отправлять. Неужели это непонятно?»
За два месяца этого года Кулик написал уже 15 обращений во все органы власти и готовится к судам. Он недоумевает: если Крым хотят сделать витриной России, то о чём такая витрина будет рассказывать?
Сергею остается только негодовать: «То есть получается, все пытаются об меня ноги вытереть. Я что, кому-то дорогу перешел? Нет. Я занимаюсь, делом, я конкретный человек, бизнесмен. Я все делаю или профессионально или никак».