Бунт царебожников: кто выпустил из подполья самую могущественную православную секту, которую остерегается даже патриарх
Десятки тысяч человек тянутся из центра Екатеринбурга, чтобы почтить Николая Второго. Это — ежегодный царский ход, который проводят в день расстрела семьи императора. Екатеринбург давно называют русским Иерусалимом. Здесь находится духовная столица самого воинственного крыла русской православной церкви, которого остерегается сам патриарх Кирилл. Их называют царебожниками.
Десятки лет молитвенное поклонение последнему русскому царю тихо существовало на периферии общественной жизни. И только благодаря вполне безобидному фильму Алексея Учителя стало известно, что в России вызрел могущественный культ Николая Второго, мученической смертью искупившего грехи русского народа. Теперь народ готов вступиться за царя.
«Поджоги кинотеатров, машин, покушение на взрывы, призывы к сожжению людей, введение черных списков, угрозы, молитвенные стояния всех верующих людей против фильма», — перечисляет последствия фильма «Матильда» Наталья Поклонская в своем обращении к генпрокурору Юрию Чайке.
43 запроса депутата Поклонской в прокуратуру с требованием запретить — это не ее личная блажь. Для этих людей место убийства царя — это русская Голгофа, а он сам, стало быть, — Иисус для русского народа.
«Вы знаете, год от года почитание возрастает, — рассказывает глава компании «Ростсельмаш» Юрий Рязанов в фильме «Оболганный Государь» — В виду своего личного почитания святого царя, я брал с собой на орбиту небольшую иконочку».
Среди царепоклонников оказались бизнесмены, политики, отставные офицеры спецслужб, популярные спортсмены и футбольные фанаты. Песню о святости Николая Второго записал даже один из самых популярных исполнителей России — Стас Михайлов.
«Когда возникла идея "Матильды", я думаю, Учитель понятия не имел, что он сунул голову в осиное гнездо, просто не подозревал, что есть вот такие религиозные вещи», — рассказывает корреспондент издания «Новый день» Максим Бородин.
Это течение очень разрозненно и не конструируется сверху. Они отказываются от названия «царебожие», потому что оно намекает на сектанство. Но Николай Второй для них не историческая фигура, а святой — почти как пророк Мухаммед для мусульман.
«Сними где-нибудь фильм о пророке Мухаммеде — его бы зарезали», — считает Игорь Смыков, начальник войсковой православной миссии. В ответ на предположение о том, что сравнивать Николая Второго и пророка Мухаммеда — преувеличение, он отвечает: «Ну почему. Еще в чью пользу неизвестно».
Этим летом на царском ходе в Екатеринбурге собралось 80 тысяч человек, а в следующем — на столетие убийства Николая Второго — наверняка соберется больше ста тысяч, и это может стать самым массовым мероприятием страны.
Так как же царь, при котором перестала существовать Российская империя, стал самым актуальным историческим персонажем? Почему из-за него пытаются взрывать кинотеатры? И почему об этом молчит патриарх?
В конце 80-х, когда интеллигенты кинулись искать новые ориентиры, фигура Николая Второго привлекла самых отчаявшихся. Его называли новым спасителем — тогда еще политическим.
«Тысячи, тысячи… Это было грандиозное событие. Первый массовый крестный ход с 1917 года», — вспоминает богемный художник Алексей Широпаев. В 89-ом он был участником первой организации прославления Николая Второго — «Братства царя-мученика». Тогда власти это не поощряли — милиция даже пыталась отобрать портрет государя. «О, вот тот самый крестный ход — вот наше знамя, а это нас отсекают менты, берут в кольцо, вот портрет царя». В этом есть что-то пелевинское: портрет Николая Второго несет человек с внешностью Владимира Ленина, это и есть Широпаев. А само движение царепоклонников в будущем возглавят именно представители правоохранительных органов. «У бассейна, построенного вместо разрушенного храма Христа Спасителя, мы поставили часовню и молились за восстановление храма и канонизацию государя», — делится Широпаев.
Вскоре к требованиям признать царя святым подключились самые радикальные священники — и дали историческое обоснование царепоклонению, в котором Российская империя уживалась со Сталиным. «Возникает некоторая такая новая историософия, которая говорит, что Николай Второй был искупительной жертвой за падение империи, а Сталин — это правитель, который возродил эту империю и не дал погибнуть церкви», — считает ответственный редактор «Журнала Московской Патриархии» Сергей Чапнин.
Для этого движения главным мерилом православной духовности стала мощь государства, в котором Сталин и Иван Грозный — великие правители, а Николай Второй — святой, ритуально убитый то ли масонами, то ли иудеями.
В этой картине мира нашлось место антисемитизму и теории мирового заговора против России, согласно которой страну пытаются разрушить внешние силы, навязывая ей нетрадиционные ценности, ювенальную юстицию, электронные паспорта и вакцинацию — для истребления русского генофонда.
«90% сельских приходов — это царебожники. Причем прихожан заставляют от ИНН отказываться, ну, то есть как у нас в Среднеуральске, — делится выпускник московской семинарии Виктор Норкин, — У людей, которые имеют невысокий уровень образования, чтобы никого не обижать, часто есть подверженность концу света и мировому заговору. Когда свой уровень повышаешь, эти идеи сразу отпадают»
Если бы почитатели царя внимательнее следили за кинорепертуаром, то не меньше «Матильды» их мог оскорбить фильм Андрея Звягинцева, «Нелюбовь», выдвинутый от России на Оскар. Главный герой здесь пунктирно выведен царебожником, который изменяет жене и разводится. Прототип Бороды — православный бизнесмен Василий Бойко-Великий, владелец компании «Рузское молоко». Бойко-Великий под страхом увольнения запретил подчиненным аборты, разводы и даже брак без венчания в церкви.
«Двенадцать раз снилась царская семья. 12 снов! Мне сны никогда не снятся, вот эти 12 снов я запомнила, как будто я с вами сейчас разговариваю, вас вижу», — рассказывает народная артистка Жанна Бичевская. Она — одна из самых заметных почитательниц царя на российской сцене. Епархия РПЦ обвиняла ее в царебожническом сектантстве и даже запрещалиа православным ходить на ее концерты.
Узкими дорогами ко Христу Жанна Бическая прошла от первой пластинки со вполне светскими песнями Булата Окуджавы к царебожию и теории мирового заговора. Впрочем, ее аудиторию сектантской не назовешь: в основном это обычная техническая интеллигенция за 50. Хотя на мировоззрение некоторых она, конечно, влияет. «Вот этот диск я несколько лет назад нашему президенту подарила — Владимиру Путину. Он после этого на Афон поехал. Он проникся!», — показывает она. Впрочем, свои диски она дарит не только президенту. Последние 20 лет ей во сне является царь. «Я увидела царя Николая как-то, он был в какой-то комнате, а я ему несу диск "Верую". Он у меня спрашивает: "Жанн, а ты что хромаешь?" Он меня взял на руки и понес». И кино Алексея Учителя она ждет примерно так же, как пришествие антихриста. «Вот такие, кто сейчас фильм этот "Матильда" снимает. Это страшная хула на царя. А почему это происходит, они неверующие, понимаете — они не в бога верят, а в эволюцию! О том, что от обезьяны произошли, потому что человек себе такого позволить не может. Это даже не светопредставление, это тьмапредставление, потому что такое себе могут позволить только сатанисты, враги России».
В советские времена, рядом с селом Дивеево был совхоз-миллионер и полуразвалившиеся часовни. Сейчас все наоборот — свежезолоченые купола возвышаются над гниющими останками сельскохозяйственной мощи. Дивеевский монастырь почитается православными как четвертый земной удел Богородицы. Его настоятелем был святой Серафим Саровский. В 90-ые годы в окрестности монастыря хлынул поток верующих: они покупали жилье и переезжали сюда, ожидая воскрешения Серафима. Но святой так и не воскрес, разочаровавшиеся потянулись на выезд, а их место заняли новые паломники. В Дивеево потянулись почитатели Николая Второго.
«Никто не подойдет к Иисусу Христу из русской православной церкви, минуя царя Николая. Без покаяния в грехе цареубийства, — говорит Евгений Бондарь-Романов, — Об этом, к сожалению, церковь умалчивает, но это святая истина и это так». Евгений Бондарь-Романов вторую часть фамилии взял, разумеется, в честь царя. Он уже пять лет молится за появление часовни на огородном участке. Но пока здесь только бурьян, в котором Бондарь-Романов и совершает свои молитвы — не меньше ста раз за день. Он, как и многие из первопроходцев царебожия, отказался принимать вместо советского паспорта — новый — российский. Поэтому путешествует он только на автобусе и с трудом может найти работу. Но не унывает. «Когда я прочитал статьи Конституции Российской Федерации, у меня родился вот такой паспорт. И вот этот паспорт православного христианина был рожден в 2003 году. Здесь вот молитва о непринятии печати антихриста». Бондарь-Романов забросал Кремль, патриарха и Думу предложением паспорта с молитвой против антихриста, но там ответили отписками. Еще одна его идея — немедленная коронация царя Владимира Первого. Он даже портрет главы государства повесил напротив иконостаса памяти Николая. «Это фотография не президента. Это фотография царя. Это русский православный царь, которого вымолил народ», — рассказывает он.
По легенде, Николаю Второму и Александре Федоровне удалось зачать наследника престола Алексея именно благодаря посещению Дивеевского монастыря. Поэтому сейчас здесь стоит скульптура императорской семьи, а в честь рождения царевича в 1905 году тут посадили лиственницу, ставшую местом поклонения. Здесь же висит молитва против «Матильды». Ее читают почти все приходящие, хотя некоторые из них в последний раз в кино ходили еще в советские времена. «Вот молитва! И вот тут про молитву написано: не допусти, Господи, кощунственный фильм!, — рассказывает Бондарь-Романов, — А зачем они это хотят сделать? Чтобы уничтожить Россию! Чтоб царя у нас не было, чтоб антихрист был!»
Главное, чего царепоклонники не могут простить Алексею Учителю — это то, что он изобразил Николая Второго не святым, а простым человеком с пороками и интрижками. Есть известное выражение царя Ивана Грозного, когда он чинил репрессии над жидовинами, он говорил: «как человек я грешен, а как царь — я праведен». Прежде чем вновь приняться за постройку своей часовни, Евгений просит по возможности вручить его визитку Наталье Поклонской — ведь защитникам веры в царя следует держаться вместе. «Сегодня, как никогда, нам надо сплачиваться и объединяться. Как бы враг ни был силен — с нами Бог. И с Богом мы сильней».
Если дивеевские царепоклонники вполне добродушны, то в Екатеринбурге за царя готовы стоять с кулаками . Когда год назад начался процесс против ловца покемонов блогера Соколовского, на это не обратили внимание, но посадить его пытались тоже царепоклонники — за то, что он оскорбил Николая Второго. А все потому, что Соколвский записывал свои ролики в храме, построенном на месте расстрела царской семьи. В начале сентября один из прихожан, вышедший из этого храма решил взорвать кинотеатр «Космос», где могли бы показать кощунственный фильм про царя.
Суд, скорее всего, признает поджигателя невменяемым. Несколько лет назад он, взрослый отец семейства стал набожным и принялся обвинять родных в грехопадении, после чего отправился странствовать по России.
«Послднее время поднимается вот этот дух царской семьи. Побольше бы таких мероприятий и Россия поднялась бы с колен», — говорил он на митинге против «Матильды» в Тюмени. Через пару недель, он сам решился поднять Россию с колен, нагрузив машину баллонами с горючим и отправив в кинотеатр.
«У меня до сих пор вызывает вопрос, почему это не было классифицировано как теракт! Это было квалифицировано как поджог, — заявляет Максим Бородин, — Это в загнивающей Европе и Штатах бывают теракты, а у нас в нашей духовной стране такого нет и быть не может, поэтому классификация была именно такой».
Максим Бородин — местный журналист, на всю страну объявивший, что волна недовольства «Матильдой» идет не просто от православных верующих, это царебожническая ересь, с которой РПЦ внутри себя перестала бороться десяток лет назад. «И они стали из себя представлять уже достаточно мощную структуру, которая является не прихожанами в общем смысле, а структурой, готовой диктовать свои интересы. И плюс к тому, они крайне негативно настроены к патриарху Кириллу, называя его экуменистом», — считает он.
Экуменист — значит сторонник объединения христиан по всему миру, а для царепоклонников католики — это зло с Запада. После ареста участников так называемого «Христианского государства» и поджога кинотеатра, Бородин начал писать статьи о местных православных активистах, которые бравируют оружием и угрозами на своих страницах в соцсетях. «Насколько я знаю это движение, применение насилия для них не является какой-либо преградой», — говорит он.
Скандал вокруг «Матильды» продолжался полтора года — и всё это время патриарх хранил молчание, игнорируя самый обсуждаемый паствой скандал. Высказался только на этой неделе — зачитав дипломатичное сообщение по бумажке. Он назвал сценарий фильма ложью и не осудил погромные настроения.
«Грех патриарха Кирилла личный. Пасторский грех. Легко дать людям право на ненависть, — считает богослов Андрей Кураев, — То, что Мединский, светский человек, дал гораздо более внятную этическую оценку этим поджигателям за несколько месяцев до патриарха, вот это показывает качество духовного управления стороной церкви».
«Самое страшное для православных — это контакты с инославными. И эта среда царебожнческая. Одна и та же среда. И патриарх не хотел будить их. Ему не хотелось бы обострять эту ситуацию», — считает религиовед Борис Кнорре.
Самым заметным иерархом РПЦ, выступившим против «Матильды», стал Тихон Шевкунов, предполагаемый духовник президента Путина.
«Эта связь была не секретром ни для кого, в трейлере написано: "тайна дома Романовых". Какая там тайна?», — удивлялся Шевкунов. Человек прекрасно образованный, он и не отрицает роман между царем и балериной, но вступается за тех, кому такое кино противопоказано, тем более в год столетия революции. «Ну что это такое? Это просто безобразие. Другого слова не придумаешь. С исторической точки зреня это просто надругательство над нашей историей, надругательство над нашей культурой».
При этом, среди царепоклонников Тихон пользуется большим почтением: в конце 90-ых он выступал против введения ИНН, а десять лет назад выпустил фильм «Гибель империи» — о том как Запад противостоит православной вере. По совпадению — поджигатель кинотеатра Мурашов за день до преступления посетил службу Шевкунова в Храме-на-Крови.
«Я предполагаю, что сюжет будет про царебожников — стремных православных, которые ходят с капустой в бороде», — говорит Андрей Кормухин, лидер движения «Сорок Сороков». «Сорок сороков» — это не «стремные православные». В основном — это крепкие футбольные фанаты, помогающие застройщикам храмов освобождать территории в Москве. Они подключились к кампании против «Матильды» после выступления Шевкунова.
«Ну что за бред, господин Учитель, что вы снимаете ложь-то? Мужик русский упадет при виде голой груди? Гомососексуалист Айдингер с членом на голове, может, и упадет! А русский царь — нет. Мы будем доносить эту ложь до народа! Вот у меня такая задача, чтобы Алексею Учителю каждый человек после просмотра моего фильма, если он не покается, подошел и плюнул ему в лицо, сказав, "вы мерзавец"», — человек, предлагающий плевать в лицо режиссеру Учителю,представляется жизнерадостно, учредитель Первого международного позитивного портала Сергей Алиев. И действительно, он излучает позитив.
«Государь открывается тогда, когда мы живем нравственно», — заявляет он. «Когда мы смотрим ему в глаза, мы понимаем, что он не мог быть блудником. Потому что для него эти добрачные отношения, как сейчас для нормальных мужчин — мужеложество. То есть, гомосексуализм». В интернете он — один из самых заметных защитников чести царя Николая. Например, он регулярно появляется в гостях видеоблога переводчика Гоблина Пучкова.
«Сейчас вот был, вот у вас шел. Элтон Джон приезжает к вам. На кого вы идете? На извращенца? Вы просто представьте его личную интимную жизнь, а потом на концерт его пойдете, хэ, как — у меня в голове это не укладывается», — говорил он в интервью.
Алиев — человек искренний и чистосердечно не может поверить, что упоминания в дневниках Николая Второго о романе с Кшесинской могут быть правдой. «Вот здесь нужно смотреть, вот туда нужно глядеть там. Вот здесь близко, а я видел, как эти архивы берутся и переписываются. Просто садится человек и переписывает, товарищи мне показывали. Как так? А вот так! Делаются ложные дневники», — считает он.
Но далеко не все монархисты и даже участники царского хода разделяют взгляды царепоклонников. Например, рядом с музеем, где Поклонская впервые проронила слезы по Николаю, в Екатеринбурге, находится Императорское палестинское общество, там протесты против «Матильды» называют бесовщиной.
«Меня смущает то, что вся эта тема с "Матильдой" вытащила и подвела всю это "Черную Сотню". При этом, они себя чтут искренними православными. Ничего общего с этим не имеют. Это шабаш», — заявляет председатель ИППО Сергей Степашин.
Ровно 20 лет назад всё было совсем по-другому. Тогда левые радикалы взрывали памятники царю Николаю Второму. Это царь оскорблял чувства коммуниста Андрея Соколова. «Да, мы берем на себя право высказывать свою точку зрения. Высказывать не только словами, но и действием», — говорил он в эфире программы «До 16 и старше». На вопрос о том, значит ли это, что памятники будут снова взрываться он отвечал: «Почему только памятники?»
Причудливая судьба довела революционера-анахрониста Соколова до Донбасса, где он и примирился с царепоклонниками. У них нашлось кое-что общее: представление о том, как кого-то можно загнать в рай железными кнутами. Заклятые враги объединили усилия, чтобы вместе взрывать не памятники царю и кинотеатры — а украинские танки.
С Алексеем Широпаевым, участником первого крестного хода за царя Николая, мы встречаемся у Храма Христа Спасителя, который он с братством Николая Мученика молил отстроить обратно. Из братства он ушел еще в 93-ем, решив, что организация превращается в секту.
— Какое у вас ощущение возникло, когда этот храм построили?
— Двойственное. Вот примерно такое же, как когда я увидел, как Поклонская лобызает царя Николая. Если бы тогда, когда я поднимал портрет Николая, мог такое представить — я бы испытал печальное чувство.
Так, спустя четверть века, Широпаев снова стал диссидентом — только уже с другой стороны. Когда-то милиция изымала у Широпаева царские портреты. Теперь бывшие силовики и действующие депутаты все-таки изъяли портрет Николая — но чтобы нести его самим.