Самый богатый родственник Путина: как он получил $0,5 млрд, почему живет на окраине Петербурга и зачем ему вилла в Сочи

Репортаж Натальи Телегиной
02/11/2017 - 21:17 (по МСК) Наталия Телегина

Стремительное обогащение Михаила Шеломова началось в 2004 году: вскоре после прихода к власти его родственника Владимира Путина. Однако несмотря на многомиллиардное состояние, Шеломов работает на обычной работе, живет в относительно недорогой квартире и ремонтирует дом в деревне под Тверью. Кто в действительности распоряжается громадными деньгами родственника Путина?

Загадочный Михаил Львович — весьма состоятельный и очень скромный родственник президента Путина. Несмотря на состояние в полмиллиарда долларов, он работает на скромной должности, живет на окраине Петербурга и совсем не хочет общаться с журналистами.

Санаторий «Русь» в Сочи. Номенклатурный заповедник 30-ых годов постройки. Памятник ампирному шику ушедшей эпохи. Именно здесь Юлий Гусман снимал свою трэш-комедию «Парк Советского периода». На заре нулевых за легендарный санаторий бились Администрация президента и богатейшая российская компания, «ЮКОС». Нефтяной гигант было купил «Русь», но раздался грозный оклик сверху. По легенде, нетронутая природа и белоснежные фасады очень полюбились Людмиле Путиной.

«Там докупили несколько объектов, инвестировали, привели в порядок. Ну а потом выяснилась история, что он очень нужен Администрации президента. Кто это двинул, то ли жена Медведева, то ли жена Путина, то ли еще кто-то», — рассказывает Дмитрий Гололобов, бывший юрист «ЮКОСа».

Ранее приватизация санатория, как водится, проходила не вполне гладко — и битву эту «ЮКОС» проиграл. «Тогда это смотрелось как некий каприз АП. Или людей, которые за ней стояли. Нам надо — и все, отдайте типа. Хотя сейчас говорят, что это был предвестник атаки на «ЮКОС», но тогда так не виделось», — отмечает Гололюбов.

Сегодня «Русью» ведает Управление делами президента. По территории бесшумно ездят электрокары, в номерах — картины и фрукты, а температура воды в бассейне — плюс 28 даже в шторм. Здесь проходят встречи на высшем уровне, только недавно обсуждалась судьба СНГ.

Самое шикарное, что есть в санатории — это виллы. Здесь их восемь штук. Цена доходит до 120 тысяч в сутки даже не в сезон. Но вот незадача — снять можно только три из них. Остальные пять — в вечной аренде. Пять вечно занятых вилл находятся на территории санатория, но окружены высоким забором. Рабочие говорят о них неохотно — да и знают, похоже, немного.

Чтобы узнать побольше о таинственных хозяевах вилл, обратимся к Росреестру.

Несколько лет назад разразился скандал. Санаторий «Русь» продал виллу неким питерским бизнесменам. Участок на берегу моря с прекрасным сосновым лесом ушел всего за миллион рублей.

«Однозначно, это сразу понятно, что это не стоимость виллы или даже домика, или даже хижины на берегу. И однозначно, что здесь какая-то мнимая сделка или притворная сделка», — считает сочинский юрист Александр Попков. 

Суд действительно признал незаконной эту сделку. Вся территория санатория находится в природоохранной зоне и продавать землю там нельзя. Ее вернули в собственность России. Но другие приватизированные виллы ни прокурор, ни суд почему-то в упор не видят.  

Михаил Шеломов — это родственник президента Путина. Он владеет виллой с 2013 года. Вот так она выглядит вблизи: отдельные ворота, выходящие на тихую улицу, множество камер. И меньше километра до официальной резиденции Путина «Бочаров ручей». Зачем родственнику президента эта вилла и заглядывает ли туда сам Путин? По словам пресс-секретаря Пескова, Путин на вилле Шеломова не бывает. Хотя вообще российский президент неравнодушен к Краснодарскому краю. Взять хотя бы знаменитый дворец под Геленджиком, якобы построенный лично для Путина.

«То, что Сочи дербанят, и постоянно раздают какие-то земли, в том числе лесные и санаторские — об этом очень много пишут. А Олимпиада к этому во многом привела», — добавляет Попков.

«В Поминове было Путиных пять домов. Я вот говорю Саше, продавай дом, купишь себе квартиры. "Нет, это последний дом Путиных!"». У Галины Лабудиной, в девичестве Путиной, большое событие. Рабочий наконец-то поставит новый штакетник взамен развалившегося. Саша — это племянник, Александр Путин. Он написал историю замечательного рода и даже мелькнул на федеральных каналах.

Но слава прошла мимо Александра Путина, выходные он по-прежнему коротает у тетки в деревни под Тверью. В этих местах выросли, познакомились и поженились родители будущего президента России. А вот и дом, где жила молодая семья, пока голод не заставил ее переехать в Ленинград. Домик много лет пустует, но выглядит как на картинке.

«Это приезжают с Козлова люди, которые присматривают за этим домом. Он на балансе стоит у них. Они смотрят за этим домом, ухаживают», — рассказывает Виктор, сосед «домика Путиных». На вопрос о том, кто приезжает из Козлова, он отвечает: «Охрана завидовская. Федеральная служба охраны. В месяц раза три-четыре приезжают».

В своей уже ставшей знаменитой книге «От первого лица» Владимир Путин рассказывает о некоем морском офицере, который буквально спас его мать от голода в блокадном Ленинграде, отдавая ей свой офицерский паек. Речь идет об Иване Шеломове, родном дяде Владимира Путина. Из этого следует, что Владимир Путин — двоюродный дядя Михаила Шеломова:

Этому простенькому зеленому дому почти двести лет. Здесь родилась и выросла мать Владимира Путина. Сейчас хозяин деревенского старожила — Михаил Шеломов. Со странным для миллионера энтузиазмом он ухаживает за деревенской избой. До самых холодов здесь живет родственница Марина.

Поймать Михаила очень сложно. По меркам обычного россиянина, Михаил Шеломов — фантастически богатый человек. Три его фирмы за прошлый год заработали более 2 млрд рублей. Другими словами, Шеломов зарабатывал 5,5 млн рублей в день.

Вот из чего состоит доход Михаила Шеломова:

Бизнес появился у Шеломова на заре нулевых, вскоре после прихода в Кремль его влиятельного родственника. Фирмы получают доход от вложения в ценные бумаги, то есть служат своего рода кошельком для накопления денег.

«Ротенберги, Ковальчуки, Тимченко, даже если они входят в ближайший круг президента, они все начинали бизнес до него, — рассказывает журналист Роман Шлейнов, — Понятно, что их бизнесы значительно взлетели, когда он стал президентом, но, тем не менее, они и до него занимались бизнесом. Но есть как минимум три человека, которые крупными бизнесменами не являются. Это господин Шеломов, сын двоюродной сестры президента, это Петр Колбин, как телеканал Дождь рассказал и показал, друг детства Владимира Путина, и Сергей Ролдугин, музыкант». 

Несмотря на внушительный доход, Шеломов больше десяти лет трудился скромным клерком в госкомпании «Совкомфлот». Обнаружил его там журналист Роман Шлейнов. В последний раз он говорил с Шеломовым по телефону весной прошлого года. Сейчас тот уже не работает в «Совкомфлоте». «Позвонил, и меня просто соединили с главным специалистом Шеломовым, поскольку он не занимал какой-либо крупной должности», — добавляет Шлейнов.

Как выяснил Дождь, Михаил Шеломов уже много лет живет с семьей в поселке таунхаусов на окраине Санкт-Петербурга. Кадастровая стоимость такого жилья — 18 млн рублей, то есть доход Шеломова за 3,5 дня. Застать его дома нам не удалось. Обычная работа, относительно недорогая квартира. Михаил Шеломов не похож на миллионера. Возникает вопрос: а сам ли он распоряжается своими довольно внушительными активами?

«Это не какая-то российская исключительная история, когда некие люди используют доверенных лиц», — считает заместитель гендиректора «Transparency International — Россия» Илья Шуманов. 

Осенью прошлого года президента Южной Кореи Пак Кын Хе заподозрили в том, что она через подставное лицо, близкую подругу и гадалку, вымогает взятки у бизнеса. Коррупционный скандал привел к многомиллионным демонстрациям в центре Сеула. За ним последовали импичмент и арест.  

«Я ему задавал этот вопрос: а вы случайно не держите деньги Владимира Владимировича Путина? — рассказывает Шлейнов, — Он говорит: ну, это ваши мысли. Он не говорит ни да, ни нет, это ваши мысли».

60 км от Санкт-Петербурга, приозерское направление. Чуть дальше будет знаменитый кооператив «Озеро». А здесь — горнолыжный курорт «Игора», где, как пишут СМИ, справляла свадьбу старшая дочь Путина. А сейчас здесь строится гоночная трасса.

«Зато это будет многофункциональная, насколько известно, трасса. Будет и кольцо для шоссейных машин, и ралли-кросс можно будет проводить, — рассказывает мотоциклист Леонид, — А собственно такая мощная стройка, как вы здесь видите, она появилась в прошлом году. Начали активно тут — вывозить, завозить грунт. Ну, вы сами слышите, все время идет шум. Сегодня выходной, а все идет по плану».

Губернатор Ленобласти Александр Дрозденко еще недавно призывал перенести гоночную трассу в другой район. Мол, к чему портить экологически чистое место. 

«Информации в открытом доступе практически никакой нет. Даже не практически — по изысканиям вообще никакой информации нет, — делится эколог Ирина Тимофеева, — Все-таки это территория хвойных лесов, поэтому не очень хотели, чтобы нарушали местную экосистему, которая существует. Это у нас и ежи, и лисы, и зайцы, и лосей время от времени наблюдаем на этих территориях». 

Стройка идет полным ходом — ни экология, ни губернатор Дрозденко ей не помеха. Впрочем, пока главный объект на этом холодном пустынном поле — это шар. Сейчас он выключен, а вот зимой переливается всеми цветами. «Шар прямо в центре автодрома получается. Такая инсталляция рекламная. На нем все время рекламируют банк “Россия”», — рассказывает мотоциклист Леонид.

Кто занимается стройкой?

Впрочем, главный строитель «Игоры-Драйв» Михаил Шеломов имеет довольно смутные представления о своем новом проекте. «Когда мы ему позвонили, расскажите, пожалуйста, “Игора-Драйв”, эта трасса, он говорит, а почему вы мне дозваниваетесь? — рассказывает журналист Шлейнов, — Он сказал, да, да, но я знаю об этом не больше вашего».

Однако в России у гонок на бешеной скорости есть другой поклонник. Семь лет назад премьер Владимир Путин лично сел за штурвал болида. После этого на трассу «Формулы-1» в Сочи скинулись все — от государственного ВТБ, до частных «Лукойла», «Онэксима», «Русала» и «Уралкалия». Автодром под Игорой сильно скромнее, видимо, поэтому строить его будет всего один незаметный человек — Михаил Шеломов. 

*По решению Минюста России Автономная некоммерческая организация «Центр антикоррупционных исследований и инициатив „Трансперенси Интернешнл-Р“» включен в реестр СМИ, выполняющих функции иностранного агента.

Другие выпуски