Именем Путина отдайте: как РПЦ теперь получает любую недвижимость, какую захочет
Власти возвращают РПЦ недвижимость, отнятую в советские годы. В ход идут дома детского творчества и колледжи, больницы и институты. Щедрость государства принято связывать с «византийской» политикой патриарха Кирилла. О том, как церковь получает недвижимость, в репортаже Наталии Телегиной «Отнять и освятить».
По одну сторону баррикад — Екатеринбургская епархия, под другую — три местных колледжа: экономический, монтажный и хоровой. Там учатся студенты, но РПЦ хочет забрать себе все три здания. Основание — закон о возврате имущества, отнятого еще до революции. Это тот же самый закон, по которому РПЦ претендует и на Исаакиевский собор.
Канун Рождества, 2010 год. Премьер Владимир Путин встречается с патриархом Кириллом, который только год как стал главой РПЦ. Кирилла называют то «византийцем», то «эффективным управленцем».
Анатолий Пчелинцев, религиовед: Он очень хороший менеджер, управленец. С его приходом церковь стала получать очень-очень много собственности.
Сергей Беляев, религиозный эксперт: Московский патриарх Кирилл провозгласил так называемую симфонию. Теория эта византийская — о неком сотворчестве, сотрудничестве государства и религиозных институтов.
Симфонию сыграли хорошо. Путин обещает в 2010 году выделить 2 миллиарда рублей на восстановление церквей. Но это не главное. Правительство готовит законопроект о возврате религиозным организациям имущества, отнятого большевиками. А надо понимать: именно РПЦ была крупнейшим землевладельцем в Российской империи и обладателем огромного количества недвижимости. Уже летом законопроект в Госдуме, принимают его быстро и без лишних обсуждений.
Анатолий Пчелинцев, религиовед: Я на протяжении многих лет являлся экспертом Государственной Думы, и все законопроекты такого рода всегда проходили через экспертов. Но этот закон прошел мимо.
Любовь Дегтева, архитектор: Я вернулась из Франции, из Парижа, во вторник, оттуда привезла Глена Миллера. Это очень крутая пластинка.
Любовь Дегтева — архитектор, а три года назад была студенткой архитектурной академии. Вместе с однокурсниками она искала что-то вроде мастерской.
Любовь Дегтева, архитектор: Нам хотелось порисовать, в общаге такой возможности не было. Хотелось найти себе небольшое место в самом центре, чтобы оно было историчное, потому что хотелось быть продолжением какой-то интересной истории.
Таким местом оказался заброшенный Свердловский рок-клуб. В 80-ые он гремел на всю страну. Вот гости из Ленинграда, Майк Науменко и Виктор Цой, играют на гитарах прямо в коридоре. А в 1986-м здесь прошел грандиозный рок-фестиваль.
Дмитрий Карасюк, писатель, «архивариус» Свердловского рок-клуба: «Урфин Джюс» на том фестивале провалился, «Наутилус» выступил хорошо, а какой-то непонятный «Чайф» — они вдруг стали открытием, сенсацией этого фестиваля.
После Перестройки рок-клуба не стало, здание опустело и обветшало, но Владимир Шахрин до сих пор устраивает экскурсии там для местных журналистов.
Владимир Шахрин, лидер группы «Чайф»: У него аура такая — ну все! Тут был первый концерт «Алисы» в городе, первый концерт «Калинов мост», первый концерт ДДТ. Вот на этой сцене стояли. И у всех одна гримерка вон там была.
К 2014-му клуб стоял заброшенным и никому не нужным. Студенты-архитекторы поняли, что нашли себе идеальную мастерскую.
Любовь Дегтева, архитектор: Мне почему-то мыслилось, что мое здание, мастерская моей мечты должна быть красная. Прихожу, а оно серое. Что оно серое? Но я захожу внутрь, там красное, все нормально.
В соседней комнате процветает торговля. Продается все: от просфор до ювелирки. Внешне это здание не похоже на храм. Окраина Пензы, бывший детский кинотеатр «Луч». В середине 90-х сюда временно пустили церковь — пока по соседству строился настоящий храм. Теперь храм построен, но и здание бывшего кинотеатра тоже досталось РПЦ.
Сергей Падалкин, активист «Левого фронта»: Я так понимаю, что храм, который построили новый, там будут проходить богослужения, а здесь будет такая большая церковная лавка.
Кино — это развлечение светское, здание «Луча» в советское время явно строили не под религиозные нужды. Вроде бы под новый закон оно не подпадает. Но у чиновников есть свое объяснение.
Станислав Зотцев, замначальника управления муниципальным имуществом администрации г. Пензы: В 2008 году церковь в этом здании произвела некоторое, так скажем, целевое назначение, они установили там иконостас. В прошлом году поступило к нам обращение от нашей епархии пензенской о передаче данного имущества в собственность церкви.
Причем тут иконостас? В законе действительно есть такая норма: если церковь, получив во временное пользование помещение, перепрофилировала его, то может получить его насовсем. Сложная формулировка с очень широкими горизонтами. Вот так выглядит пресловутый иконостас. На капитальную переделку здания явно не тянет.
Станислав Зотцев, замначальника управления муниципальным имуществом администрации г. Пензы: Не капитальный, а целевое назначение было изменено. Законом это предусматривается, то, что в случае изменения целевого назначения передается безвозмездно в собственность церкви, религиозной организации.
Перенесемся в Екатеринбург. Вот один из институтов Уральской Академии наук, но уже бывший институт.
Сергей Беляев, религиозный эксперт: Сейчас уже учебный процесс не ведется, философам и правоведам пришлось искать новое прибежище.
Епархия покрасила дом в нежно-розовый цвет и вообще затеяла серьезный ремонт.
— Скажите, что здесь находится сейчас?
— Здесь сейчас ремонт находится.
— А будет что?
— Будет воскресная школа. Это вкратце.
Люба и ее друзья два года обивали пороги разных учреждений. Формально рок-клуб принадлежал городу, а по сути — никому. Молодые архитекторы доказывали, что здание можно реанимировать и сделать там нечто полезное.
Любовь Дегтева, архитектор: Мы сделали проект, такой эскизный проект того, как это может выглядеть в плане, там планировки разработали, визуалки сделали какие-то, написали концепцию того, что это культурный центр.
Все изменилось летом 2016 года. Чиновники вдруг сказали, что здание им больше не принадлежит. Отныне оно у епархии. И теперь туда даже нельзя зайти.
Любовь Дегтева, архитектор: Добрый день!
— Добрый день.
Любовь Дегтева, архитектор: Мы интересуемся и снимаем большой материал про историю этого здания. Подскажите, пожалуйста, а с кем нам можно поговорить?
— Ни с кем.
Любовь Дегтева, архитектор: Может, подскажите контакты хозяев?
— Нет.
По подсчетам местных журналистов, за последние 5 лет екатеринбургская епархия получила около тридцати объектов в городе и области. И далеко не всегда передача проходит гладко и без конфликтов.
Алексей Войня, директор Свердловского мужского хорового колледжа: В этом зале очень ровное звучание голосов. Голоса звучат ровно, естественно, и не требуется звукоусиливающая аппаратура.
Именно этот уникальный зал и стал камнем преткновения. В 19 веке в здании располагалось общежитие реального училища, а при нем — домовая церковь. А теперь РПЦ говорит: раз здесь проходили церковные службы, значит, зал должен принадлежать ей.
— Да, в этой церкви духовно окормлялись, в основном, учителя и учащиеся реального училища. Но и другие могли там и креститься, и венчаться, и причащаться.
Анатолий Пчелинцев, религиовед: В жилом доме в деревне, особенно у людей старшего поколения, в красном углу есть икона. Но это не значит, что все это надо Русской православной церкви возвращать.
Профессор Михаил Голобродский готовил справку о том, что исторически все три здания колледжей связаны с РПЦ, следовательно, церковь имеет право на них претендовать.
— А это каким раньше было женское епархиальное училище до того, как переехало в этот корпус.
— А сейчас здесь что?
— Сейчас это техникум.
Профессор одобряет закон о возврате имущества. Он показывает мне комплекс недавно восстановленного Новотихвинского монастыря.
— Сначала отдали собор и начались работы по реставрации собора. Но ведь это только часть территории монастыря. Ибо перед нами весь этот квартал — это все бывшая собственность монастыря.
Вот еще один спорный колледж — экономико-технологический. Здесь готовят кондитеров, хлебопекарей, специалистов по холодильным установкам и работников гостиничного сервиса. В общем, это те самые рабочие специальности, которые так нужны нашей стране.
Марина Шидливская, замдиректора по хозяйственной части, именно она ездила в архивы, ходит в суды, в общем, держит оборону. Правда, недавно выяснился пикантный момент: оказывается, церковь вовсе не собирается выгонять колледж. Просто Она хочет, чтобы он платил за аренду.
Марина Шидливская, замдиректора по хозяйственной части экономико-технологического колледжа: Где прописано: «при передаче здания в нем планируется разместить миссионерский институт, а часть помещений планируется передать в пользование или аренду вашего колледжа». То есть чисто коммерческая цель.
Анатолий Пчелинцев, религиовед: Ну, нельзя так. Используя свою власть и то, что они имеют доступ к телу первого лица государства, вот таким образом решают свои вопросы.
Евгений Ройзман, мэр Екатеринбурга: Есть вещи нелогичные. Как сейчас церковь требует помещение колледжа, помещение горного института — это уже, на мой взгляд, совершенно лишнее, это неразумно, это то, что вызывает раздражение.
Мы снова в Пензе, но теперь уже в центре города. Перед нами ДК Дзержинского, здание принадлежит РЖД, в разных кружках и секциях здесь занимается около 300 детей. Когда-то здесь был храм, но с тех пор здание полностью переделали как раз под детские секции. В 2013 году внутри ДК открыли небольшую молельную комнату, в память о том самом храме. А в 2016-м появились слухи, что РЖД может полностью отдать ДК Русской православной церкви.
Сергей Падалкин, активист «Левого фронта»: Сегодня у церкви достаточно храмов в этом же районе, в центре города. Отнимать еще одно здание у детей — для церкви, я считаю, это неправильно, мягко говоря.
Дождь получил и официальный комментарий РЖД.
«На ваш запрос сообщаю, что Дворец культуры железнодорожников имени Ф.Э.Дзержинского в городе Пенза работает в штатном режиме, и вопрос о передаче его в собственность Пензенской епархии находится в стадии рассмотрения».
Сергей Падалкин, активист «Левого фронта»: Даже переделать сейчас это здание, которому больше 90 лет уже, функционирует как дворец культуры, под храм очень проблематично. Скорее всего, можно будет сдавать под какие-то офисы, получать с этого прибыль.
— В несколько в ином статусе выступаю, как потомок Николая II!
— От Ксешинской, да?
— Да!
Потомок последнего русского царя и экс-депутат Госдумы Константин Севенард выступает на митинге против передачи Исаакиевского собора. Это январь 2017 года, и на акцию протеста вышли сотни возмущенных горожан. В ответ РПЦ проводит свой митинг — массовый крестный ход.
Борис Вишневский, политик: Нас тут тысячи, нас очень много! И посмотрите, сколько тех, кто якобы за то, чтобы отдать собор.
Борис Вишневский, политик, руководитель фракции «Яблоко» в питерском Заксобрании, с нами встречается не ради Исаакия. Мы едем Комарово, где городская власть почему-то отдала РПЦ участок в полгектара в прекрасном сосновом лесу. Причем она ссылается все на тот же закон о возврате имущества. На участке стоит некий жилой дом.
Борис Вишневский, политик: Я попросил прокуратуру провести проверку. И вот я получил ответ, что там есть один объект капитального строительства, который принадлежит епархии, и что этот дом используется в религиозной деятельности епархии, в частности, для размещения духовенства и паломников.
Этот ответ крайне удивил и, можно сказать, раззадорил политика.
Борис Вишневский, политик: Да, действительно, известно, что в святых местах располагают какие-то помещения, где могут жить паломники. Проблема в том, что в Комарово таких святых мест нет. Вот, собственно, участочек.
Это совсем не похоже на святое место — высокий глухой забор, да и сами дома на участке больше напоминают дачу или резиденцию, но никак не храм или гостиницу для страждущих. Вишневский утверждает, что это и есть дача, якобы она предназначена для самого митрополита. Кстати, если бы паломники и оказались здесь, то вряд ли попали бы внутрь.
Борис Вишневский, политик: Предположим, обнаружилось в Комарово внезапно какое-то святое место. И как им попасть? Провод обрезан. Дверь, естественно, закрыта. Звонить некуда.
Впрочем, сама епархия уже и не настаивает на версии о паломниках. Недавно появилась новая. Мол, когда-то в этом доме находилась пресловутая домовая церковь. А значит и сам дом, и земля должны принадлежать РПЦ.
Борис Вишневский, политик: В Эрмитаже, например, в Зимнем дворце ведь тоже есть домовая церковь. Она была устроена, когда еще это был дворец царской семьи. Если переводить на другой язык, то наличие в квартире кухни не делает ее рестораном.
Кадастровая стоимость участка в Комарово — 15 миллионов рублей, а рыночная, как говорит Вишневский, специально изучивший этот вопрос, вдвое больше.
Борис Вишневский, политик: Я настаиваю на том, чтобы этот договор фактического дарения церкви этого участка был отменен, был признан незаконным. Если хотят, пусть его выкупают.
Новость о том, что здание рок-клуба досталось епархии, поначалу даже обрадовала Любу. По иронии судьбы, именно в той фирме, где она работает архитектором, епархия разместила заказ на создание нового культурного центра. А зачем строить что-то новое, если в распоряжении церкви уже есть прекрасное подходящее здание? Осталось только донести эту мысль до священнослужителей.
Любовь Дегтева, архитектор: И мы пошли с этой идеей, как это водится, получать благословение.
Первым был батюшка, отвечающий за культуру, ему идея понравилась. Он благословил Любу и направил к епископу Евгению Кульбергу. Кульберг идею тоже поддержал, благословил и сказал идти к самому митрополиту. Вот тут дело и забуксовало.
Любовь Дегтева, архитектор: И нам пришел официальный ответ, что там нельзя ничего делать, потому что оно находится в аварийном состоянии, вы не можете проводить экскурсии как обычно. Но вы можете с нами пообщаться на эту тему, нам очень интересно посотрудничать. Я обрадовалась! И там была почта, типа обращаться по такой-то почте к Наконечному. Ну вот, я написала писем пять, мне ничего не ответили.
В московской патриархии не ответили на запрос Дождя. Юристы пензенской епархии не получили благословения на общение с нами. А в Екатеринбурге просто не нашли времени.
Сколько всего объектов получит РПЦ в рамках закона о возврате имущества — это тайна за семью печатями. Единственная цифра прозвучала в 2010 году на заседании Госдумы. Тогда было сказано, что только в федеральной собственности находится около 3 тысяч объектов религиозного назначения. Но надо понимать, что в региональной собственности их еще больше.
Анатолий Пчелинцев, религиовед: Мне известно, что в Москве около тысячи объектов, которые принадлежали Русской православной церкви и которые еще не возвращены ей.