Подражая Кадырову: зачем шаманы сожгли верблюдов «во славу России», и почему это борьба за власть
Байкальские шаманы принесли в жертву предкам пятерых верблюдов. Так весь мир узнал, что в Сибири все еще живут шаманы и их количество только растет. Тимофей Рожанский отправился в Бурятию, чтобы узнать, кому они молятся, кто им за это платит и кого еще они приносят в жертву каждый день.
В заснеженном поле неподалеку от кочевого хозяйства Жаргала Хальбаева, где до недавнего времени были только козы да овцы, мирно пасутся четыре породистых монгольских верблюда. Игна, Василиса, Мадонна и Бур — последние верблюды в граничащем с Монголией Тункинском районе. Сколько их осталось во всей Бурятии, сейчас уже никто не возьмется ответить.
Совсем недавно об их существовании всем напомнили местные шаманы — их, в отличие от верблюдов, с каждым годом становится только больше. В январе один из самых авторитетных шаманов — Артур Цыбиков — провел обряд с принесением в жертву пятерых верблюдов.
Артур Цыбиков, заместитель верховного шамана России: Ну я рискнул, дерзнул, сделал. Таких шаманов нету, как мы, которые вот так сделают с таким резонансом.
По словам Артура, верблюды погибли «за укрепление России», история которой теперь разделилась на «до» и «после». Все началось прошлой осенью, когда Цыбикову явились духи предков и попросили жертвенный караван из пятерых верблюдов за процветание России. Когда убийство животных попало в заголовки мировых новостей, Артур признался — он просто видел, как в далекой Чечне верблюдов резали по распоряжению Рамзана Кадырова.
Артур Цыбиков, заместитель верховного шамана России: Да молодец он! Что, не видите, страну, государство поднял, народ живет, отстроил все. Я тоже хочу, чтобы все было хорошо. Потому что чтобы получить что-то, нужно сначала отдать. Но себя отдавать — это самоубийство, а это первый грех.
На небесах широкий жест шамана, возможно, и оценили. На земле — не очень. Сейчас шаманскую общину «Вечно синее небо» проверяет прокуратура, а бурятские единоверцы и коллеги-шаманы не скрывают осуждения. Верховный шаман России, тувинец Кара-оол Допчун-оол, назвал ритуал сатанинским и пообещал уволить своего заместителя Цыбикова. Но сделать это он сможет только на выборах, до которых еще два года. Кстати, на эти выборы у Артура свои планы — он сам рассчитывает стать верховным шаманом.
Сейчас на всю Россию в Минюсте официально зарегистрированы 22 шаманских организации, половина из них работают в соседней Бурятии. Подсчитать даже приблизительное количество частников невозможно, как и количество тех, кто идет к ним со своими проблемами. Конфликт после жертвоприношения в Ангарске показал — между собой шаманы сражаются в основном за паству, и в этом пожаре может сгореть еще не один верблюд.
Мария Догбаева спустила с небес своего дедушку — в ее теле сейчас дух предка. В тесной комнатушке деревянного дома через стенку от кухни он на бурятском через переводчика разговаривает с посетителем — Людмилой Николаевной. Когда Мария выйдет из транса, она ничего не вспомнит.
Людмила Ермакова приехала на обряд в Улан-Удэ из Новокузнецка. Здесь, в шаманском центре Тэнгэри в ней открыли унаследованный дар целителя. Теперь она сама принимает пациентов на Урале, а сюда ездит совершать подношения духам — молоко, масло и, конечно, водка. Сами шаманы говорят, что не пьют, но для предков всегда считают ее необходимой.
Людмила Ермакова, целитель: Это единственный центр в мире, который делает вещи, которые вы сегодня видели. Она спускает родовых белых божеств к нам с неба. Понятно?
Именно Мария Догбаева открыла в Ермаковой целительский дар. Мария, как и все шаманы, тяжело болела, а потом в ней открылась способность говорить с предками, а болезнь ушла.
Мария Догбаева, шаман: Мне казалось, что это очень тяжелое такое бремя, которое не пожелаешь врагу.
После обращения бывший чиновник Мария ушла с госслужбы и теперь работает штатным шаманом. Новостям из Ангарска она даже не сразу поверила.
Мария Догбаева, шаман: Знаете, сейчас это может быть незаметно, но оно точно принесет большие тяготы для наших потомков, оно нарушит все равно гармонию. Потому что, это же ведь не игры. И тут понимаете, посягание на святость и сакральность нашей религии.
В Тэнгэри считают, что такого обряда в традиции никогда не было, а коллеги из Ангарска пытаются привлечь к себе внимание. Поэтому для своей паствы приходится вести разъяснительную работу.
Мунхэ Доржиев, шаман: Ангарский шаман Артур — Дурачок-то. Пять верблюдов завалил. Никогда у монголо-бурятов в традиции верблюдов не было. У нас их тут нет-то. Нигде в архивных бумагах такого написано не было. Тем самым они портят традицию. Люди то что думают? Куда они ведут их? Все хуже и хуже.
У Мунхэ Доржиева сегодня много посетителей. Вот, на наших глазах, в тело Мунхэ спускается его бабушка. Дребезжащим старушечьим голосом она начинает разговор с клиентами.
Шаманский центр Тэнгэри разросся до целого комплекса. В нескольких домах одновременно могут проходить разные обряды, недостатка в клиентах, судя по всему, нет. Уже достроен и скоро начнет работу первый в мире шаманский храм. Высокое сооружение в виде восьмиугольной юрты строилось на пожертвования прихожан и при поддержке бюджета. Паства несет деньги богам, немного остается и шаманам.
Мунхэ Доржиев, шаман: Тарификация — у нас такого нет, за свою работу мы тарифы не назначаем, люди сами отблагодарят. На это и живут шаманы.
Глава организации Баир Цырендоржиев — один из самых влиятельных шаманов в России, но пользоваться своим аппаратным весом не спешит и подчеркивает, что он вне всякой политики.
Баир Цырендоржиев, шаман: Религия — она отделена от государства, во-первых. И в религии нету такого понятия вот именно «государство» или вот именно какие-то политические аспекты и так далее. Для религии есть человек и душа человека.
Цырендоржиев поступок Артура резко осуждает и собственноручно написал петицию президенту Путину, чтобы призвать к ответу ангарских душегубов.
Баир Цырендоржиев, шаман: У нас есть закон в государстве, и у нас есть все регламенты, которые именно правовые порядки и также, конечно, и духовные, которые были нарушены.
Виктор Доржиевич сегодня принимает посетителей после обеда. У него нет собственного кабинета, приходится арендовать помещение в деревянном доме на окраине Улан-Удэ
Виктор Цыдыпов, шаман: Самые хорошие места заняли, а мы в вот таком бараке принимаем. Последняя инстанция к нам приходят, и мы помогаем.
Цыдыпов проводил обряд для российских лучниц перед олимпиадой в Рио. Тогда они уступили только кореянкам, у которых шаман камлал прямо на соревнованиях. А еще, Цыдыпов ежедневно принимает десятки людей со всей России.
Виктор Цыдыпов, шаман: С Ангарска очень много людей приезжает, кто с ума сходит. Мы все переделываем, возвращаем.
Во главу угла Цыдыпов всегда ставит результат. Если после посещения шамана одержимый не приходит в себя, то такого шамана можно назвать шарлатаном. Однажды к Виктору привезли девушку из Ангарска — странности у нее начались после обряда у Артура Цыбикова.
Виктор Цыдыпов, шаман: У нее глаза бешенные, волосы всклоченные, плюется во все стороны. Я обряд провел, в транс вошел и из нее сущность выгнал. На твоем обряде с ума сошел человек, ты должен обратно в нормальное состояние его привести. А он так ничего и не сделал, потому что сам ничего не умеет. Чертей умеет загонять, а выгнать не может.
Убийство верблюдов Цыдыпова тоже удивило. Ведь никаких изменений в энергетическом поле после того обряда он не заметил. А значит, животные погибли напрасно.
Количество благодарных пациентов — единственное мерило эффективной работы Цыдыпова. Но их благодарности на отдельное помещение пока не хватает. Цыдыпов мечтает о более состоятельной клиентуре. Впрочем, говорят, что для любых посетителей тарифы все же существуют, но напрямую о них никто никогда не скажет.
Энхе Цыденов, шаман: Ну, за самый простейший обряд могут 100−200 рублей заплатить. За какой-то сложный — до несколько десятков тысяч, наверное.
Энхэ Цыденов тоже шаман. Раньше работал в Тэнгэри, а потом занялся частной практикой. Выполняет обряды любой сложности. В университете он защищал диссертацию про бурятский шаманизм в постсоветский период. Энхэ честно признается, что обряду он не удивился. Более того, верблюдов в жертву приносят часто, но мало кто выкладывает видео в ютуб. И вся волна возмущения в шаманском братстве скорее показная.
Энхе Цыденов, шаман: Кто-то считает себя единственным правильным шаманом, а кто-то считает, что он шаман, и вот на этом фоне все эти разногласия. Ну здесь очень просто — борьба за паству, прихожан, наверное.
Самая влиятельная религия в Бурятии по-прежнему буддизм. В отличие от шаманов, ламам не нужно бороться за клиентуру. Говорить с журналистами они не любят, особенно если речь идет о шаманах. За кадром они слов не подбирают, на камеру сдержанно осуждают.
Баир-Лама, буддист: В 21 веке это кощунство. Мне очень жалко животных, и по этому поводу должны высказаться специалисты, которые работают с животными. В России верблюдов и так мало. В основном их ареал обитания — это юг страны. Зачем сжигать их?
Впрочем, скандальное жертвоприношение только прибавило посетителей ангарским шаманам. Полтора десятка бетонных юрт, отдельный кабинет для каждого шамана. Работа идет без выходных. В общине «Вечно синее небо» не затухают костры родовых обрядов.
На месте, где сожгли тех самых верблюдов, во время съемок Дождя опять кого-то разделывали, но на этот раз это не верблюды, а кто-то поменьше. На костре — бараны. Их разделывают специально для предков, в костер добавляют неизменную бутылку водки — на этот раз, для аппетита. Дым доставит заказ на небеса к предкам. После трапезы они будут готовы спуститься, чтобы поговорить через шамана. Схема у всех одна.
Здесь в глубине лесного массива на окраине Ангарска целый ресторан для духов. Клиенты спешат угостить предков, чтобы вызвать их на откровенный разговор. Для обычного рядового обряда выбирают баранов, их разводят на ближайшей ферме. Баранов сначала окуривают, поят молоком, чтобы очистить его душу и только потом убивают, не пролив ни капли крови, переворачивая тело вверх копытами. Говорят, что так им не больно. Что-то похожее происходило и с верблюдами.
Артур Цыбиков, заместитель верховного шамана России: Посыл конечно большой, серьезный, поэтому и эти животные были предназначены. То есть бараном, конем, быком это невозможно сделать. Потому что они для родовых вещей, для личных, семьи, рода. А вот для государственных дел когда, война, эпидемия, мор, тяжелая ситуация политическая, вот такие большие подношения делаются.
По словам Артура, людям просто нужно время, чтобы осознать последствия его ритуала. Шаман уверен — после него мы уже живем в другой стране.
Артур Цыбиков, заместитель верховного шамана России: После этого обряда прошла очень сильная энергетическая волна по планете Земля, по нашей России, государству. И как говорится, маски сброшены, все вскрылось, люди в эмоциональном напряжении, недосказанности, проблемы, отношения государств. И мы естественно, конечно же, выйдем на совершенно другой уровень миропонимания, мировосприятия, и я думаю, что страна наша сейчас с колен встанет очень быстро.
На стене бетонной юрты — портрет Артура Цыбикова в доспехах Чингисхана. Акции заместителя верховного шамана понемногу растут. Обряд с верблюдами должен был показать его шаманский класс.
Артур Цыбиков, заместитель верховного шамана России: Я же смог это сделать — верблюдов, значит могу, значит есть, значит предопределено.
Гнев коллег он объясняет легко — завистники просто не смогут повторить.
Артур Цыбиков, заместитель верховного шамана России: Я думаю, что это лишняя заинтересованность, ангажированность, конкурентная борьба, так скажем. Одержимость демонами или сабдаками, присуща каждому. Поэтому ничего страшного в этом нету, так или иначе мы все равно найдем точки соприкосновения, так или иначе мы будем дружить, общаться, работать.
«Вечно синее небо» растет вширь и вглубь. Матвей, как он рассказывает о себе сам, был хулиганом. Но потом переболел шаманской болезнью, сменил кастет на бубен и научился видеть будущее и определять прошлое, просто посмотрев на человека. Об экономике шаманских обрядов в «Вечно синем небе» говорят с уверенностью.
Артур Цыбиков, заместитель верховного шамана России: Человек пришёл, вот кто-то 100 рублей положил, кто-то 10 тысяч положил. И кто положил, я же не знаю. Там общая куча лежит и все.
Рыночная стоимость одного верблюда — 200 тысяч. Артур признается, что ему как шаману продали их значительно дешевле — по 30.
Сейчас найти верблюдов в Бурятии практически невозможно. Их разводит пара фермеров в Забайкалье. Тут, на юге, местные говорят, что видели верблюдов, пасущихся в долине. Следы привели на ферму Жаргала Хальбаева. Жаргал рассказывает — хозяин этих верблюдов умер, а брать их себе никто не захотел. Жаргал построил им высокий загон, низкие заборы они сразу ломали. Но заставить их жить по своим законам он так и не смог. Они уходят и приходят, когда захотят. Хозяин может не видеть их сутками.
Верблюды понимают только по-монгольски. На этом языке с ними говорили в детстве. Но приручить не успели. Дикая, но не агрессивная четверка — теперь заметная достопримечательность этих мест. О сожжении пяти верблюдов в соседней области Жаргал узнал от нас. Почему за Россию должны страдать верблюды, он не понимает. На своих у Жаргала далеко идущие планы.
Инга, Василиса, Мадонна и Бур могут чувствовать себя в безопасности. По словам Артура Цыбикова небесный караван из верблюдов можно собирать не чаще, чем раз в 300 лет. Летом к Жаргалу приедут дрессировщики из Монголии. Он хочет объездить своих животных, чтобы катать на них детей.