Наследники Кущевки: кто воюет за кубанские золотые гектары и при чем тут «золотая судья» Хахалева?

02/09/2017 - 22:38 (по МСК) Тимофей Рожанский
Поддержать ДО ДЬ

Продолжается история скандальной краснодарской судьи Хахалевой. Напомним, что заместитель председателя  краевого арбитражного суда в середине июля вместе с бывшим мужем устроила свадьбу дочери, по некоторым оценкам, на 2 миллиона долларов, и ее тут же прозвали «золотая судья». После оказалось,что эта публикация — часть многоходовой межклановой игры за наследие семьи знаменитых Цапков. Тимофей Рожанский постарался разобраться, кто стоит за сторонами свадебного скандала.

Арабский жеребец по кличке Губернатор родился в 2013, через год после того как Александр Ткачев переизбрался на 5 срок в качестве главы краснодарского края. К финишу конь Губернатор придет пятым, призовых не выиграет. Но это и не важно, для его хозяина скачки — лишь увлечение, а не дело всей жизни. Владелец скакуна — кубанский бизнесмен, землевладелец Роберт Хахалев, бывший муж зампредседателя Судейской коллегии Краснодарского края Елены Хахалевой.

Этим летом о Хахалевой написали все, после свадьбы ее дочери, где выступали Николай Басков, Вера Брежнева, Сосо Павлиашвили и Иосиф Кобзон. Адвокат Сергей Жорин со ссылкой на неназванный источник оценил стоимость этой свадьбы в 2 миллиона долларов.  

После этого свадьбу дочери «Золотой судьи» обсуждали на всех каналах. Сама же Хахалева добровольно появилась только перед камерами «России 1». Журналисты последовательно и послушно показали все документы, отводящие от судьи все подозрения.

А бывший муж Хахалевой, владелец скакуна Губернатор, Роберт говорит, что все затраты по свадьбе он взял на себя. Не 2 миллиона, а 5, но не долларов — рублей. По словам судьи, ее оклеветали, но клевета возникла не на пустом месте. В Интернете Елене Хахалевой посвящен целый документальный сериал. Жаль, что творчество это — безымянное. Канал в Youtube, где выкладывают разоблачения, носит громоздкое название — Центр независимых журналистов и экспертов «Момент истины-93». «Момент истины»  — бренд в журналистике известный. Неужели, это старейшина цеха, великий и ужасный Андрей Караулов?

Кто кого кому заказал — из Москвы не разглядишь. Спускаемся с пиаровских небес на кубанскую землю, отправляемся на первое за много лет собрание акционеров бывшего колхоза «Путь к коммунизму». Они утверждают, что принадлежащую им по закону землю отобрали рейдеры, а помогала им в этом как раз Елена Хахалева. Якобы, именно она принимала решения по земельным вопросам не в их пользу, помогая крупным агроконцернам завладеть их землей.

Елена Дрюкова, фермер: Все рейдерские захваты наших предприятий происходили под ее руководством.

На земле, которую возделывали эти фермеры, теперь работает агрокомплекс «Кущевский» Федора Стрельцова — человека, по словам земледельцев, с неоднозначной репутацией и большими связями.

Елена Дрюкова, фермер: Федя Стрельцов — член банды цапков. Федя Стрельцов руководит хозяйством Ткачева Александра Николаевича.

Фермеры поясняют, Ткачев Александр Николаевич — это тот самый министр сельского хозяйства России. По словам фермеров, он до сих пор покровительствует крупнейшему в крае агропромышленному комплексу имени Н.А.Ткачева, названному в честь отца нынешнего министра.

Николай Ткачев: Мысль пробежала в семье, — это и старший сын, и младший, и жена, — создать такой цех, чтобы мы производили, хранили, перерабатывали и продавали продукцию высшего качества. По инициативе, конечно, Александра Николаевича, нынешнего губернатора, он был тут директором.

Это — фрагмент из фильма, снятого по заказу вице-губернатора края, который показывали по местному телевидению. Ныне покойный Николай Александрович Ткачев был председателем совета директоров Агрокомплекса. Концерн до сих пор носит его имя. А директором и одним из создателей был его сын — Александр Ткачев, пятикратный губернатор края и действующий министр сельского хозяйства. СМИ до сих пор пишут о концерне, как о компании, связанной с семьей главы Минсельхоза.

К 2017 году Агрокомплекс вошел в четверку крупнейших российских землевладельцев. Если в 2014 году ему принадлежало 200000 га земли — столько сейчас у «Покровского» — то к весне этого года земельный банк семейства Ткачевых вырос в три с половиной раза — до 640000 га. На карте остается все меньше районов, где Агрокомплекс не ведет свою работу. Сейчас «Ткачевы» присутствуют в 16 станицах и, кажется, не собираются останавливаться.

Станица Кущевская краснодарского края прославилась на всю страну благодаря кровавой банде Цапка — преступной группировке, на счету которой десятки убийств и изнасилований. Цапковские контролировали почти весь бизнес в станице и главное ее богатство — землю. После ареста ее лидеров прошло уже 7 лет, но местные фермеры утверждают, что легче их жизнь от этого не стала.

Илья Зуб: Сейчас еще чище, чем при Цапках. Цапки открыто действовали, а эти тайно. Под ними суды, под ними прокуроры, под ними администрация, под ними все.

Илья Зуб не может получить полагающуюся ему землю с 1992 года. После распада колхоза землей завладели Цапки, с которыми договориться было трудно. После ареста Цапков он рассчитывал, что наконец ее получит.

Илья Зуб: Но не дошла она, и в данный момент находится в агрокомплексе имени Николая Ткачева. Цапков нету, а группировка то работает. Значит, не в Цапках было дело!

Когда-то здесь была ферма, на ней работали сотни людей, но потом ее выкупил агрокомплекс имени Ткачева, и теперь здесь только земля.

Илья Зуб: Все развалено, оно ему ненужно, ему нужна только земля — засеять, собрать, деньги получить и все.

Василий Иванович, сторож: Да она то кущевской была, то чьей-то еще, короче, теперь никому ничего не нужно.

Василий Иванович, когда здесь была ферма, работал скотником. Теперь охраняет то, что от нее осталось. Вечером ему разрешают включать свет в каморке, но ненадолго — дорогое электричество. Из оружия — только палка. Пара километров на север — снова руины. Еще недавно тут тоже кипела жизнь.

Иван Иваныча гости посещают редко. И о каждом он должен доложить начальству. После продажи фермы ООО «Север Кубани» он остался единственным сотрудником.

Иван Иванович: Ну это ткачевское все, он тут всю землю забрал, а я сторожем, чтоб не растягали тут все.

И таких заброшенных ферм по всей Кубани бессчетное количество.

Илья Зуб: И так 12 ферм в одной только Кисляковке. Пусть смотрят Путин и Медведев, что сделал Ткачев!

Но даже у такого бизнес-гиганта с таким покровителем могут быть конкуренты. Вероятно, именно на них намекает Елена Хахалева в интервью «России 1».

Олег Лурье, блогер: Концерн «Покровский» — у него свои интересы. Это использовали как давление, так как она должна была возглавить краснодарский суд, и она была против отжатия земель цапков в пользу «Покровског».

За последние несколько лет концерн из Ростовской области активно скупает земли у фермеров соседнего Краснодарского края. В 2006 году, когда концерн только создал собственный агрокомплекс, он владел чуть меньше чем 13000 га. га земли. К 2016 году владения увеличились более, чем в 16 раз.

По словам фермеров, «Покровский» тоже действует с позиции силы. Скандальный блогер Олег Лурье, автор ряда публикаций, разоблачающих концерн Покровский, считает, то у этого холдинга тоже есть свои судьи.

Олег Лурье: Учредитель — Аркадий Чебанов. Смотрим просто по базе судебных решений и обнаруживаем, что госпожа Лариса Чебанова, его супруга — судья арбитража Ростова. Три решения принимала лично судья Чебанова.

Против этого концерна кубанские фермеры выходили на тракторный марш в прошлом году, а также обвиняли его в рейдерских захватах. На фермерское поле приехали незваные гости, со своей собственной охраной и техникой.

Нина Крапенко: Поскольку у «Покровского концерна» большая охрана, они пригнали десять КАМАЗов, 25 человек охраны, окружили поле и засеяли его. Нас не пропускали. Вот так у нас защищается право собственности.

Пришлось вызывать полицию, потом были суды, еле отбились. Одна из защитниц поля, фермер Нина Карпенко рассказывает: после смерти мужа в середине девяностых, ей нужно было как-то прокормить двух детей. Продать свою ферму ей предлагали не раз и не два. Но у нее и в мыслях никогда не было с ней расставаться. Но если воздух — на всех общий, то у земли есть хозяин, и за каждый ее гектар идет ожесточенная борьба. В первую очередь, компроматов.

Полгода назад в YouTube появился канал под названием «Компромат Юг». На сегодняшний день на нем размещено только четыре видеоролика. Все они посвящены концерну «Покровский» и его владельцам.

Олег Лурье: Совершенно адские средства. Идет война компроматов и в этой войне адские средства. Кому выгоден компромат на «Покровский»? Я думаю, судье Хахалевой.

Но есть и место, где интересы концернов пересеклись напрямую. Наследство Цапков — земля, которая после ареста главарей банды, так и не дошла до пайщиков. Геннадий — тоже фермер и тоже претендует на часть наследства Цапков.

Самое неожиданное звено этой запутанной схемы — 87-летняя Анна Данько получила наследство Цапков по решению суда. Де-юре она мультимиллионер. Но чтобы стать им де-факто, она обращалась даже к президенту. Правда, фермеры уверены, что за старенькой бабушкой стоит концерн «Покровский». Найти сейчас Анну Данько едва ли возможно. Местные уверяют, что из Кущевки она уехала. Судебные тяжбы идут до сих пор. А значит, война компроматов еще не закончена. История «золотой судьи с золотой свадьбой» — лишь один ее эпизод, пусть и самый громкий.

Олег Лурье: Здесь идет война, давайте говорить откровенно, двух крупных мафий. Мафии ростовской и мафии краснодарской. За земли банды Цапков.

P. S. Редакция программы  отправила официальные запросы на комментарии всем компаниям и лицам, которые упоминаются в репортаже. Ни один из них не откликнулся. Мы по-прежнему готовы предоставить слово всем заинтересованным сторонам.

Другие выпуски