Сезон гольфа в центральной части России откроется только через пару месяцев. А пока гольфисты вынуждены или летать в Калифорнию и Португалию, или отрабатывать удары в зале, с помощью программ-симуляторов.
Пока крупнейшие в России поля стоят заснеженные, сами земли, на которых они располагаются, сменили владельца, и в России появился новый король гольфа. Его зовут Виктор Христенко. Депутат Государственной Думы Светлана Журова называет его высокопоставленным лоббистом гольфа: «Сейчас только Христенко. Дело в том, что он как раз был инициатором строительства ряда полей, в том числе и Пестово».
Виктор Христенко, президент Ассоциации гольфа России: Это самый универсальный вид спорта. Самый демократичный. Самый экологичный. Самый семейный. Нет другого вида спорта, в котором чемпион может играть с новичком и иметь возможность победить.
По словам самого Христенко, он полюбил гольф совсем недавно, буквально шесть лет назад. Незадолго до возвращения Владимира Путина в Кремль, после 15 лет работы в правительстве, Христенко удалился на покой ― с орденом Почета и номинальной должностью в Евразийской экономической комиссии. В 2015-ом, когда Христенко возглавил российскую Ассоциацию гольфа, спорт окончательно заместил госслужбу.
Виктор Христенко, президент Ассоциации гольфа России: У меня появилось чуть больше свободного времени несколько лет назад, и я в поисках спортивного занятия, адекватного возрасту, времени, своим представлениям, в том числе и месту жительства, попробовал гольф.
Слаб, знаете, не устоял перед уговорами и нажимом коллег и друзей относительно того, что надо помогать, кто-то должен, раз уж есть такая страсть. В общем, в какой-то степени решился. Если это оказалось кому-то нужным, как мне показалось, не мне, конечно, в первую очередь, потому что для меня это, по большому счету, огромная забота дополнительная, которой надо уделять время, силы, эмоции, средства.
Как удалось выяснить Дождю и «Новой газете», гольф для Христенко не только любимый вид спорта, но и инвестиция. Суммарная стоимость активов, официально оформленных на Христенко в декабре, — более 10 миллиардов рублей. И все эти объекты напрямую связаны с гольфом.
«То есть мы смело можем вести речь про сумму в несколько сотен миллионов долларов, про десяток миллиардов рублей, ― рассказывает журналист Роман Анин. ― И у меня возникает вопрос: а откуда у бывшего министра промышленности и у его замов такие деньги на то, чтобы владеть такими активами? У меня нет ответа на этот вопрос».
Виктор Христенко, президент Ассоциации гольфа России: Конечно, большие поля ― это частная история. Большие поля ― это большие деньги. Это все недешевое удовольствие, не только в их строительстве, но и в их содержании. Это достаточно сложные сооружения инженерные, которые надо поддерживать. Если на год про это поле забыть, оно превратится в пустырь, конечно.
Вот что представляет собой российский гольф сейчас: всего в России около тридцати полей (для сравнения, в одной Швейцарии их около шестисот) и около двух тысяч гольфистов, по данным Ассоциации гольфа.
Среди высокопоставленных любителей этого вида спорта, кроме Христенко, глава Олимпийского комитета Александр Жуков, министр спорта Павел Колобков и директор Службы внешней разведки Сергей Нарышкин. Гольфу пытались научить и премьера Дмитрия Медведева, но впоследствии с клюшкой на полях его не видели.
«Пока я не знаю ни одного гольф-поля, которое бы приносило прибыль, поэтому некоторые идут по пути строительства инфраструктуры: коттеджи, дома и так далее, ― поясняет Александр Кочетков, вице-президент Ассоциации гольфа России. ― И за счет этого они покрывают расходы свои».
Большинство российских профессиональных гольф-полей строили крупные бизнесмены. В 2010 году владелец Crocus Group Араз Агаларов открыл в подмосковном Захарове Agalarov Golf & Country Club. Вместе с коттеджным поселком Agalarov Estate клуб обошелся в миллиард долларов. Пожизненное членство можно получить после приобретения недвижимости на сумму более пяти с половиной миллионов долларов или внесения членского взноса в размере $300 000.
На севере Подмосковья располагается «Целеево Гольф и Поло клуб» Олега Дерипаски, на постройку которого ушло 30 миллионов долларов. Пожизненное членство сильно дешевле, чем у Агаларова — всего 31 тысяча долларов при ежегодном платеже в 3 тысячи.
Роман Абрамович считается одним из главных популяризаторов гольфа в России, а его клуб «Сколково» ― одним из лучших. Поле стоимостью 25 миллионов долларов открылось в 2014-ом, а вместе с жилым комплексом «Сколково Парк» на строительство потратили около миллиарда долларов. Членство на сезон стоит около 15 тысяч долларов, но прямо с улицы туда не попадешь ― нужно пройти этап согласования кандидатуры.
Говорят, что все встречи, которые Абрамович проводит в Москве, он назначает именно в своем гольф-клубе. О любви Абрамовича к гольфу знает уже весь мир. Списанный почти дословно с Абрамовича герой фильма Гая Ричи «Рок-н-рольщик», русский олигарх Юрий Омович немалое время проводит на гольф-полях.
Нахабино ― первый и долгое время главный российский гольф-клуб. Его основали в 1994 году вернувшиеся на родину дипломаты, привыкшие к западной жизни. Нахабино до сих пор в ведении МИДа, а открывалось поле при всяческом содействии мэра Юрия Лужкова. Бывший столичный градоначальник ― главный популяризатор гольфа в России от класса политиков, во всяком случае, в девяностых и нулевых.
В 2006 году звание главного гольф-клуба России от Нахабино перешло к Пестово ― в Мытищинском районе Подмосковья открылось восемнадцатилунное гольф-поле и яхт-клуб с коттеджным поселком.
Сначала Христенко вместе с женой, главой счетной палаты Татьяной Голиковой, здесь просто поселились. В декларациях уже с 2012 года они указывают дом площадью 1000 м2 с участком в 20 гектаров в Пестово как находящийся в пользовании. Но этой зимой Христенко решил переоформить его на себя официально. Примерная стоимость такого участка и здания — 15 миллионов долларов.
К коттеджному участку прилегает тот самый гольф-клуб «Пестово», в декабре Христенко оформил его на себя. Бывший директор клуба в интервью журналу Forbes оценивал его в 120 миллионов долларов — это более 7 миллиардов рублей.
Александр Кочетков, вице-президент Ассоциации гольфа России: Пестово ― там целая компания. У нас есть клубы там, «Пестово», Links, «Форест Хиллс». Это не один человек, это акционерное общество. Там не один человек.
Роман Анин, журналист: Бывший министр промышленности владеет невероятным количеством земель, которые приспособлены под гольф-поля. Речь идет где-то про пять компаний, которые между собой взаимосвязаны. Он в них совладелец со своими бывшими заместителями, Реусом и Дементьевым. То есть у нас главный билет в мир большого бизнеса ― это билет из Белого дома. Если вы из Белого дома, то вы и ваши заместители, скорее всего, станете миллиардерами или миллионерами.
Так вот, мы выяснили, что Христенко владеет несколькими компаниями, которым принадлежат гольф-поля по всей России, и это довольно-таки, нет, это крайне дорогие сооружения.
Помимо этого, как удалось выяснить Дождю и «Новой газете», Христенко оформил на себя еще два гольф-поля ― подмосковный «Форест Хиллс» и петербургский «Петергоф». И их суммарная стоимость не меньше Пестово.
Илья Шуманов, заместитель генерального директора «Трансперенси Интернешнл», рассказывает: «Рядом с гольф-клубом „Пестово“ находится и яхт-клуб, соответственно, и жилой поселок с элитной недвижимостью, где, собственно, и было зафиксировано имущество Виктора Христенко. Это некий образ жизни, элитный образ жизни напоказ, демонстрирующий некие проявления роскоши.
Скажем так, те люди, которые сопровождали его, которые были членами команды господина Виктора Христенко, Андрей Реус и Андрей Дементьев, ― это люди, которые в том числе задействованы в гольф-бизнесе, насколько я понимаю, которые являются верными соратниками. Я так понимаю, что имущество приобреталось ими тоже в этих дачных поселках. Они в разное время занимали разные должности, в том числе и в министерстве промышленности вместе с Виктором Христенко».
Вообще в мире гольф считается коррупционно опасной игрой — в большинстве западных стран чиновники обязаны декларировать членские билеты клубов. В Китае в 2015 году чиновникам и членам компартии и вовсе запретили играть в гольф.
В бизнес-империю американского президента Дональда Трампа входит 17 гольф-полей по всему миру. И на них он проводит очень много времени: американские журналисты подсчитали, что за первые полгода сорок пятый президент США посещал свои клубы не менее 43 раз.
Формально к российскому гольф-королю Виктору Христенко претензий нет — в России так и не приняли статью о незаконном обогащении чиновников, за которую ратует Алексей Навальный. Вопросы скорее к тому, откуда у бывшего министра промышленности миллиарды рублей, если большую часть жизни он работал чиновником.
Дождь спросил у Христенко, каким образом, учитывая задекларированные в последние три года доходы в 105 млн рублей, экс-министр стал совладельцев компаний, стоимость активов которых составляет миллиарды рублей. Христенко ответил, что все доли приобретались по номинальной стоимости, которая значительно меньше его личного дохода за последнее время.
«Чистые активы этих компаний с учетом долгов, обременений и операционной убыточности являются отрицательными, так что их стоимость несопоставимо ниже названной в вопросе цифры», — сказал Христенко, добавив, что не получает дивидендов от участия в гольф- проектах. Работа Христенко на посту министра на цену выкупаемых активов не повлияла, заверил он.