Главный по святыням: кто привез мощи для Путина и презентовал дачу Медведеву
После отставки Владимира Якунина уполномоченным по мощам стал Андрей Гурьев — номер 26 в российском списке Forbes с состоянием 4.5 миллиарда долларов и председатель совета директоров холдинга «ФосАгро», крупнейшего поставщика фосфорных удобрений.
В отличие от Якунина, Гурьев практически не дает интервью, никогда не состоял на госслужбе и родом из того же фрунзенского райкома «Комсомола» Москвы, что и Михаил Ходорковский.
Сергей Ерженков рассказал о жизни человека, который организовал путешествие мощей Николая Чудотворца из Италии в Храм Христа Спасителя.
Во время подготовки репортажа ,бывший гендиректор «ФосАрго» Сергей Федоров находился в командировке и не смог развернуто ответить на все вопросы Дождя по телефону. Смотрите в ближайших выпусках «Бремени новостей» полную видеоверсию интервью с ним.
Поезд богородицы ушел, Якунин давно уже не главный перевозчик святынь, богоугодное дело поручено Андрею Гурьеву –человеку с волевым подбородком, добытчику полезных ископаемых и крупнейшему производителю удобрений. Главным спонсором гастрольного тура левого ребра Николая Чудотворца стал обладатель 26-ого места в рейтинге Forbes. Когда-то спортсмен и борец, а теперь — главный православный миллиардер. Вот уже четыре года он оплачивает паломнические поездки священников в итальянский Бари. На фуршетах поют ему акафисты.
На жизненной дистанции Гурьев и Ходорковский всегда шли где-то рядом, и всегда один из них был догоняющим. Оба – выходцы из фрунзенского райкома комсомола, Гурьев — первый секретарь, Ходорковский – его зам. В 90-е, создав свою бизнес-империю, Ходорковский вырывается вперед. Гурьев, его подчиненный, управляет одним из активов «Менатепа» — «Апатитом». В двухтысячные – снова смена лидера.
В первом приговоре по делу ЮКОСа его фамилия упоминается десятки раз, но Гурьеву удается избежать преследования. В то время как вся верхушка ЮКОСа оказывается либо в тюрьме, либо в бегах, Гурьев, став сенатором от Мурманской области, получает иммунитет.
До 2013 года Игорь Сычев возглавлял налоговый департамент «ФосАгро». Именно он оспорил в судах все финансовые претензий правительства. Так он прокомментировал это дело: «Ему удалось избежать участи Ходорковского и других акционеров ЮКОСа благодаря чуду какому-то. Недаром он мощи Николая Чудотворца сейчас привез. До этого времени он любил выпить, как обычный человек. Потом стал вести здоровый образ жизни, стали священнослужители приходить в офис. Речь шла о 700 млн долларов, причем эти штрафы были зачислены в связи с делом ЮКОСа. Мы не только отсудили эту сумму, но и получили от государства рекордную компенсацию».
За победы в судах Сычеву была обещана премия – 1% акций компании. На его оффшорный поступило 5 миллионов долларов, но впоследствии выяснилось — премия оформлена в виде договоров займа. Сычев пригрозил лондонским судом Гурьеву и члену совета директоров Антошину. Дальше стали происходить странные события, чуть не стоившие ему жизни. Сычев рассказывает: «У моих автомобилей на ходу несколько раз отваливались колеса. И тормоза отказывали. Эксперты заключили, что это произошло из-за того что кто-то ослабил гайки подвески».
Расследование по его делу не ведется. Более того, самого Сычева обвинили в вымогательстве и объявили в розыск. Сейчас он в эмиграции. Пишет письма в ФСБ – и даже получает ответы с благодарностью. В этих письмах он рассказывает о схемах ухода от налогов. Материнская компания по заниженной цене продает сырье фирмам, зарегистрированным в особых экономических зонах – Калмыкии и Мордовии. Но это было только на бумаге. На самом деле минералы уходят на переработку на дочерние заводы в Пикалево и подмосковный Воскресенск.
Гурьев — член Афонского клуба. Сложив полномочия сенатора и утратив неприкосновенность, Гурьев стал искать благословения в другом месте, рассказывает бывший гендиректор «ФосАгро АГ» Сергей Федоров, когда-то один из ближайших его соратников. «Я ему подсказал идею — идти в Совет Федерации. Он ушел. И это крыша была, вы что, не понимаете, что было? А дальше есть Литвиненко, с которым я его тоже, дурак, на свою голову познакомил. Видите, ректор Ленинградского горного, кличка «завхоз». Он сегодня самый богатый ректор в мире», – говорит Федоров.
В 2003 году «ФосАгро» заключает контракт с Горным университетом. Ректор университета – Владимир Литвиненко – был научным руководителем Путина и возглавлял его предвыборный штаб. Только после выхода на IPO, когда «ФосАгро» вынуждено было раскрыть состав акционеров, выяснилось, что Литвиненко – обладатель 14,5 процентов акций и, пожалуй, самый богатый ректор в мире.
В Кировске Гурьева называют «папиком». Все ключевые посты – от мэра до главы коммунального хозяйства – занимают выходцы из его компании. Губернатор Ковтун – тоже, поговаривают, его креатура.
Валентина Шарипова, помощник депутата горсовета Апатитов: «Короче, он нас купил со всеми потрохами, с населением, население — это рабы. Много лет он мечтал об этом, чтобы захватить власть»
Среди древних окаменелостей и оледеневших Хибинских гор Андрей Звягинцев снял свой «Левиафан» – притчу о всепожирающем государственном молохе, что калечит судьбы людей. За пять лет до съемок фильма Кировск потрясло тройное убийство.
Отчаявшийся предприниматель Иван Анкушев пришел в кабинет к мэру Илье Кельманзону и расстрелял – сначала его, потом заместителя, последний выстрелом он убил себя, оставив заранее распечатанную на принтере предсмертную записку со словами: «Ваша банда – упыри, зло должно быть наказано».
«Фактически, Гурьев — хозяин в Кировске. Он назначал мэров, Кельманзон один из них. Наверно, политика, которую он проводил в городе повлияла на эту историю, спровоцировала, как в фильме "Левиафан"», – рассказывает Игорь Сычев.
Узнав о трагедии, в Кировск из Москвы вылетает сам Гурьев и на похоронах своего назначенца почти точь-в-точь повторяет слова предсмертной записки, только упырь в его понимании – это Анкушев.
«ФосАгро» не ограничивался Хибинами. Фосфорные удобрения — это хорошо, но растениям нужен еще и азот, комбинированный продукт можно продать намного дороже. В 2012 году холдинг покупает завод по производству аммиака «Череповецазот», на открытии которого побывал Дмитрий Медведев.
В 2011 году финская газета опубликовала материал о базе отдыха на реке Умба. Ее название – Отсо — переводится с финского как «медведь». Добраться туда, иначе как на вертолете, невозможно. Тогдашний ближайший соратник Гурьева Сергей Федоров лично курировал эту стройку: «Дом на реке это я построил, да. Я был тогда директором Апатита и построил дом. Он его презентовал товарищу Медведеву, это правда»
Сергей Федоров входил в совет директоров «ФосАгро» и владел дочерней компанией, строившей шахты. Позже его компания была поглощена материнской – «ФосАгро» должна была стать компанией полного цикла. С ним, как и с Сычевым, Гурьев сначала договорился, предложив в качестве компенсации 1% акций, но и тут слова не сдержал.
«Это тварь, которую не знаю, как земля носит, который занимается тут богоугодными делами. Вокруг Гурьева очень много смертей, 16 человек погибли — была авария крупнейшая. Я ему, правда, написал: "Андрюша, не от длины креста, а от любви Христа все в этой жизни"», — говорит Сергей Федоров.
В 2014 году, недалеко от места, где регулярно отдыхает Медведев, потерпел крушение вертолет Ми-8. 16 человек погибло, среди них — топ-менеджеры «ФосАгро» и мурманские чиновники. По официальной версии – ошибка пилота, вертолет задел лопастями поверхность воды. Но в самом Кировске большинство уверено: авария могла быть подстроена.
Крушение вертолета стало апофеозом внутрикорпоративной борьбы между так называемыми младореформаторами, которых Гурьев пригласил из Череповца для оптимизации производства, и старым менеджментом, — так говорит на условиях анонимности один из сотрудников «ФосАгро»: «Так просто не бывает, что в одном вертолете все топ-руководство предприятия, которое болело за этот город, и которое не дало бы сделать то, что сделано, вдруг погибает».
Один из главных талантов благочестивого олигарха — умение дружить. Чудом не попав на скамью подсудимых по делу ЮКОСа, Гурьев купил у остатков «Менатепа» половину акций «Апатита» всего за 200 миллионов долларов, что гораздо ниже рыночной стоимости.
Глядя на то, как патриарх Кирилл и миллиардер Гурьев закладывают первый камень будущего храма, невозможно отделаться от мысли, что где-то мы это уже видели. Тот случай, когда художественный вымысел режиссера Звягинцева нашел воплощение в жизни.
Гендиректором «ФосАгро» Гурьев-старший поставил своего сына. Компания в надежных руках. Получив индульгенцию на земле и на небе, Гурьев вместе с патриархом вознамерились строить первый в мире подземный храм.
Земное убежище Гурьева — это поместье Уитанхерст площадью 2 гектара, которое раньше принадлежало членам семьи Башара Асада. «Лондон для миллиардеров — это как джунгли Суматры для орангутангов» — сказал однажды мэр Лондона, отвечая на вопрос, не слишком ли много статусных замков приобретают русские.
Михаил Ходорковский и Платон Лебедев, которые раньше владели «Апатитами», на наши вопросы о Гурьеве не ответили. Также мы послали запросы в пресс-службу «ФосАгро» — на момент публикации ответа не пришло.
Фото: Сергей Пятаков / РИА Новости