Железный занавес в Рунете: когда россиянам закроют доступ к всемирной сети из-за законов Клишаса
В новом выпуске программы «Политика. Прямая линия» Константин Гаазе рассказал, чем грозит российским пользователям интернета закон Клишаса.
Дальше, слава богу, тема все-таки не такая желтая, как две предыдущие. Комитет Государственной думы по безопасности единогласно поддержал законопроект об автономной работе Рунета, с чем я нас всех и поздравляю. Что это все значит?
Да, заместитель председателя комитета Государственной думы по безопасности Эрнест Валеев нам сообщил, что это не для того, чтобы нам тут как-то, а на всякий случай, если нас будут отключать, то тут мы и подстрахованы, у нас все схвачено. Так, чтобы мы понимали. Что это все значит?
Будет русский фаервол. Я в этой студии это сказал год назад.
Да, это правда.
Будет русский фаервол. Это не надо обсуждать в режиме, будет или не будет, может быть, не будет. Это надо обсуждать в режиме «он будет». Если мы хотим, чтобы люди продолжали читать новости, нам нужно сегодня на телеканале Дождь и оставшихся медиа запускать кампанию «научитесь пользоваться VPN», а лучше попросить кого-то из зарубежных друзей оппозиции сделать, купить уже, господи, VPN, пусть будет для России бесплатный VPN, ребята, правда. Не так дорого стоит, да. И это будет, кстати, дело демократии.
Как это работает? Коллега рассказывал в Лондоне. Папа к нему из Ирана приезжает, садится почту проверять, включает VPN. Он ему говорит: «Папа, здесь не надо». Нормально. Там есть другая проблема, она связана, собственно, не с… Там же были два фейковых законопроекта про то, что дураками нельзя называть.
Да.
И еще один. Они как бы были впроброс, а за ними идут два вот этих. Первый ― про суверенный, про копии таблиц, про то, что нужно хранить все на российских серверах. Второй ― самый неприятный, про вот это самое DPI-прерывание, про то, что, раз мы не можем из-за VPN как раз понять, откуда идет и куда идет, давайте смотреть сам пакет, да, то есть давайте залезать в пакет данных.
Там тоже проблема, потому что если сейчас в принципе ФСБ дать возможность это сделать, у нас не будет интернета следующего поколения и связи следующего поколения, потому что она будет слишком медленно работать. А это значит, что тоже не будет очень многих. И сейчас, собственно, у них там идет некоторая борьба, потому что здравые силы… Как здравые? Здравые. Вот какие есть, такие здравые. Они говорят: «Подождите, ребята, давайте не будем загонять в технологическое отставание страну». А ФСБ говорит: «Нет-нет-нет, все будет очень быстро».
А кого может беспокоить проблема технологического отставания, если у нас фаервол тут? Относительно чего мы отстаем?
Это прекрасная наша шизофрения, что, с одной стороны, мы хотим телемедицину. Телемедицина требует очень мощного канала, да, более того, телемедицина, если они ее хотят делать на 5G, а они ее хотят делать на 5G, да, так, чтобы вы могли телефоном доктору показать, что и где у вас болит. Оно как бы не позволяет взять то, что вы передаете, посмотреть, чтобы он на это посмотрел.
Вот такая вот не очень приятная дилемма. Но у них же есть новые майские указы, у них есть цифровизация экономики, они должны бороться с технологическим отставанием. Они борются. А ФСБ говорит: «Не будет». Они говорят: «Будет». А вот Кириенко сейчас должен сесть и решить, будет или не будет.
Хорошо. Зачем? Если, действительно, у нас русский фаервол, зачем нам все эти блага цивилизации? Зачем нам цифровизация всего на свете?
Все эти блага цивилизации, во-первых, несколько снижают стоимость доставки бюджетного рубля. А это важно, потому что если мы теряем 30% на доставке бюджетного рубля к получателю, а я думаю, что в деньгах мы теряем процентов 20%, а если речь идет про услуги, то, может, мы теряем процентов 70% этой услуги. Конечно, они бы хотели, чтобы это было дешевле. Для того чтобы это было дешевле, это должно быть технологичнее.
Вот и выбирай! Хочешь не хочешь, а выбирай. Другое дело, что, скажем так, эти блага цивилизации ― понятно, что они уже не будут связаны с медиа, с информацией и так далее, и так далее. Понятно, что эти блага цивилизации ― это, по сути, некоторый набор технических решений, который должен помочь федеральному правительству, во-первых, все видеть, во-вторых, все контролировать, в-третьих, не давать воровать бюджетные деньги тем, кому это не положено. Все остальное…
Фото: Антон Новодережкин/ТАСС