Воробьев в тупике: почему губернатор Подмосковья рискует провалиться на выборах, тратит миллиарды рублей на пиар и не может решить проблему с мусорными свалками

28/06/2018 - 13:51 (по МСК) Анна Немзер
Поддержать ДО ДЬ

Политик и лидер движения «Зеленая альтернатива» Олег Митволь побывал в программе «Политика. Прямая линия». Он рассказал, почему проблема со свалками в Подмосковье до сих пор не решена, а также что ждет губернатора Воробьева на грядущих выборах. 

Полную версию программы смотрите здесь.

Давайте мы начнем с Москвы и Подмосковья, с грядущих выборов и с того, что там происходит, потому что там много разных сюжетов. Я хотела сначала спросить про Воробьева, то есть начать с Подмосковья, и спросить, значит, там довольно сложная есть такая история с рейтингом губернаторов, не очень понятно, как они считаются и так далее.

Знаете, на самом деле, мое личное ощущение, что у Воробьева с рейтингом сильные проблемы.

Ну, вот какая-то произошла катастрофа в течение нескольких лет.

И на самом деле, вы понимаете, несмотря на то, что губернатор Московской области пытается своим рейтингом заниматься, а именно вертолеты летают с надписью «Телеканал 360», тратятся миллиарды рублей на освещение деятельности губернатора, к сожалению, для Воробьева ситуация крайне сложная, в том числе, определенно, из-за проблем с экологией. Вы знаете, что у нас Московская область становится синонимом экологических проблем. Раньше мы говорили Красноярск, Челябинск, а сегодня мы говорим про Московскую область. И здесь ответственность, конечно, губернатора и профильных руководителей, которые, понимая, что это будет, четыре года шли в сторону тупика и в этот тупик зашли. И что они теперь будут делать дальше? Напоминаю, у нас выборы ведь 9 сентября. Это значит, что те жители Подмосковья, которые живут рядом со свалками, а они у нас не полигоны, они у нас свалки, они ощутят все прелести этих запахов, этого сероводорода, этих горящих факелов.

Понятно. Олег Львович, скажите, пожалуйста, вы говорите, что они шли в тупик. Они шли в тупик, во-первых, почему? При наличии некоторого количества бюджетных средств, административного ресурса и так далее, и так далее…

Там огромные были средства, и ресурс был огромный.

Казалось бы, все карты в руки. Почему нельзя было предпринять никаких мер? Они не понимали, что это проблема? Вряд ли.

Вы знаете, на самом деле я знаю, что очень многие экологи еще четыре года назад говорили, что это серьезная проблема, говорили о том, что необходимо решать проблему с отходами. Я напоминаю, что в Московской области размещается, или захоранивается, 11,5 миллионов тонн в год коммунальных отходов. 11,5 миллионов тонн! И на сегодняшний день, четыре года назад было 46 полигонов. Сейчас их осталось 13, то есть люди закрывали старые, не строили новые, и в общем, не задумывались, что будет завтра.

Почему? Почему не задумывались?

Ну, я думаю, что они думали, что завтра придет Ростех, волшебной палочкой махнет, появятся четыре завода, по 750 тысяч тонн. Кстати, это тоже немного, это всего-навсего 3 миллиона тонн. Даже если мы завтра утром встанем, и жители не будут протестовать, и начнут эти работать четыре завода, это всего 3 миллиона. А напоминаю, проблема, 11,5. И здесь возникает серьезнейшая проблема. К сожалению, занимались всем, кроме того, чем надо заниматься. Надо заниматься морфологией отходов, надо заниматься решением проблемы биологии отходов, ведь запах, вонь и так далее, надо заниматься проблемой фильтратов, она у нас в Московской области вообще не решена. Она во всем мире решена, даже в слаборазвитых африканских странах делают из биологии компост. Условно, австралийские кенгуру знают, что если у вас есть дома установка по переработке биоотходов, то вы получаете техническую воду, и у вас нет запаха вообще, понимаете. И четыре года об этом с ними говорили, они занимались все своими делами, ходили важно с портфелями, и сегодня, к сожалению, действительно, президент должен расхлебывать то, что там накрутили. И опять у нас страна работает в ручном управлении.

Как бы выяснить, почему, мы не можем, потому что влезть в их мозги мы не можем.

Не можем. Вы знаете, обсуждались самые замысловатые проекты, например, на полном серьезе РЖД обсуждало проект, не знаю, кто его высказал, вывозить мусор эшелонами за Урал. То есть те, кто это серьезно обсуждали, даже не понимают, что на жаре жидкий мусор эшелонами вывозить, они, как говорится, эту всю дорогу превратят в мусорный полигон вытянутый.

Понятно, ну, безумные проекты. Вы упомянули Ростех…

Прошу прощения, я вам даже другое скажу, к безумным проектам в сфере экологии, я в общем-то очень интересуюсь этой тематикой. Есть серьезнейшая проблема на Северо-Западе, полигон «Красный бор». Выделяются миллиарды рублей там, за последние десять дней выделено на изыскания, что с ним делать. Так вот, из того, что я видел, на что потрачены огромные бюджетные деньги, вдумайтесь, в прошлом году было принято решение питерскими властями, что обезвредить отходы первого класса опасности можно, посыпая отходы мелом. И они потратили несколько десятков миллионов рублей она посыпание мелом отходов, и соответственно, отходы остались на месте, миллионы рублей куда-то делись, уголовное дело возбудили.

В позапрошлом году «Красный бор», кто-то придумал и сказал, что отличная идея, давайте накроем отходы первого класса, токсичные, фанерой. Вы представляете, да, фанера пролежала три месяца, и она опять прогнила, и там, как вы понимаете, сидит куча умных людей, ковыряет в носу и говорит — а у нас еще столько идей, готовьте бюджетные деньги. И, к сожалению, проблема в области ровно такая же. Проблема заключается в том, смотрите, сжигают вот эти газы, которые там образуются, но ведь это же не надо сравнивать нас с Австрией, у нас мусор не сортированный, а в Австрии сортированный, у нас один химический состав газа, у них другой. И потом мы удивляемся, что у нас пахнет, а у них нет. А, может, думать сначала?

Фото: Петр Ковалев / ТАСС

Другие выпуски