«Во главе Госсовета Путин будет крупным чиновником в полуотставке». Как российский лидер сохранит свою власть после 2024 года, и почему он не станет «русским аятоллой».

05/07/2018 - 19:19 (по МСК) Анна Немзер
Поддержать ДО ДЬ

Публицист Леонид Радзиховский о сценариях того, что Путин будет делать после 2024 года, и о том, почему ему уже не стать «русским аятоллой».

Полную версию программы смотрите здесь

Значит, нам надо… Нам, ха-ха… Путину надо понять, что действительно будет после 2024 года. Вот у нас есть, например, новость о том, что управление по обеспечению деятельности Госсовета может возглавить Александр Харичев, такая кириенковская история вполне, и вроде бы начинаются разговоры о том, что это ровно то место, куда Путин переходит, сажая вместо себя какого-то преемника, превращается примерно в аятоллу, в старца, который советует всем следующим президентам России, видимо, до скончания веков, то есть в этом смысле его какое-то абсолютное невнимание к пенсионной реформе очень понятно, потому что величие уже не позволяет посмотреть на пенсионную реформу, это какие-то более мелкие дела. Соответственно, как вам такой действительно сценарий?  В этом смысле падение рейтинга — довольно важная штука символически, то есть если он все-таки как-то должен держаться для того, чтобы ты превратился в аятоллу, или это совершенно не нужно?

Абсолютно не нужно, потому что все это будет, если будет, через шесть лет. Вы сами понимаете, что за шесть лет все, просто без единого исключения, вопросы и проблемы сегодняшнего дня потеряют всякое значение, всякий смысл. Нас, по-видимому…

Сегодняшнего, да. Тенденция есть некоторая, он падает, он дальше будет падать. Пенсионная реформа, уже Путин в отставку или на пенсию.

Ничего это не значит. Сегодня падает, завтра растет, это опять же, колебания такие.

Но мы же с вами знаем, что для того, чтобы его починить, это же не просто так делается, это надо в Крым действительно, как вы говорите, пенальти немедленно. Это все-таки не такая простая история, это не воспроизводится вот так вот каждые два года, просто чтобы его поднять, это большое количество усилий, это тяжелое дело, Крым.

Непростая, но дело вот в чем заключается. То, о чем вы говорили, удивительно даже говорить об этом, это гигантские ножницы — будет ли Путин аятоллой. Он что, представитель бога на земле? Он патриарх? Кто-то верит в него как в религиозного лидера? Как он может быть аятоллой? Или он будет мудрым старцем Дэн Сяопином? Он что, провел какие-то сверхъестественные реформы, как Дэн Сяопин или как Ли Куан Ю? Путин, как председатель госсовета, это просто крупный чиновник в полуотставке, вот и все, потому что он не аятолла,  за ним нет сакральной святой ценности, он не великий реформатор, который создал Россию.

Весь тот треп, есть Путин — есть Россия, нет Путина — нет России, прекратится ровно в тот момент, когда он перестанет быть президентом. И кто-кто, а Владимир Владимирович Путин это понимает лучше нас всех во много раз. Поэтому, или у тебя вся полнота административной власти, или у тебя почетная пенсия, третьего не дано. Третье возможно, тогда надо переломать всю эту систему, всю это страну. Тогда надо стать сакральным лидером от бога, уж я не знаю, патриархом ли, чудеса ли какие-то творить, я не знаю, что для этого надо.

Аннексия Крыма перевела его в другой статус, в статус великого политического деятеля…

Нет.

Но в глазах многих людей это было ровно так.

Правильно, и это прошло. И это прошло, все проходит. Аннексия Крыма, произведенная в 2023 году, да, произвела бы его в аятоллы.

Поторопились.

А проведенная в 2013 году, она к 2023 году никакого значения иметь не будет. Крым наш, это было очень мило в 2013, это было очень мило в 2014 году. В 2023 году… Нас в ближайшие годы с огромной вероятностью ожидает тяжелый экономический кризис, не то катастрофическое падение уровня жизни, о которой вопит демшиза, и  которого нет и близко, а реальный тяжелый экономический кризис, который придет не от нас, который будет мировым, о котором кричат все, ради которого 24 часа в сутки работает господин Трамп и не только Трамп. Если этот кризис будет, условно, в 2022 году, какой Крым? Какая сакральная власть? О чем вообще речь? Представьте себе 2008 год или 1998 год, передвинутый на 2021-2022 год. Какой Крым?

Если ты умеешь кризисы, я тучи разведу руками, если ты умеешь кризисы прекращать, ну, твори! Твори, новый Ли Куан Ю, новый Дэн Сяопин! А если ты не умеешь, то ты силен до тех пор, пока ты президент, со всей формальной, фактической и какой угодно властью. А когда ты перестал им быть, ну перестал и перестал.

То есть экономический контекст не даст возможности для очередного какого-то чуда, и должность в госсовете будет почетной пенсией.

Конечно. Если будет.

Фото: Пресс-служба Кремля

Другие выпуски