«Москва не очень поддерживает режим, а кризисы режимов происходят в столицах»: как Собянин задабривает москвичей и на какую карьеру рассчитывает

Объясняет политолог Кирилл Рогов
08/09/2017 - 16:16 (по МСК) Анна Немзер

В программе «Политика. Прямая линия» политолог Константин Рогов рассказал, как москвичей из верхнего среднего класса пытаются «подкупить», создав для них маленький «рай» в пределах столицы, а также оценил электоральные перспективы Сергея Собянина, которого многие прочат в преемники Путина.

Я бы хотела понять, что у нас в этой ситуации происходит с Собяниным, который в этом самом рейтинге преемников Путина, по версии фонда «Петербургская политика», ― я уже сегодня его упоминала, ― он-то у нас на втором месте после Медведева. Тут неважно, насколько верить этим рейтингам, насколько они соответствуют действительности.

Понятно, что фигура крупная. Понятно, что, с одной стороны, есть много какого-то движения как будто бы навстречу москвичам, при этом есть очень большое со стороны москвичей сопротивление, есть какие-то совершенно неожиданные афронты, на которые он, видимо, не рассчитывал, как со всей реновацией, со всеми протестами против неё. Методы у него при этом вполне, я бы сказала, не инновационные, а такие старые, об коленку местами.

Как вы себе представляете его дальнейшую судьбу именно в свете всего происходящего сейчас?

Я не знаю про его дальнейшую судьбу. Я думаю, про неё и он не знает, и никто не знает. Как повернется.

Человек смертен, да. Не дай бог, конечно.

Не только фактор Берлиоза, да, но и просто потому, что в политике ставки есть, игра пошла, а что выйдет ― никто толком не знает. Очевидно, что Собянин мыслит себя так масштабно и ему поручен очень важный отрезок, важная часть фронта.

Тяжелая.

Да. Это Москва, которая не очень поддерживает режим, меньше, чем другие. При этом мы знаем, что обычно кризисы режимов происходят в столице. На большей территории страны может вообще ничего не происходить. Люди заснули, проснулись и вообще ничего не заметили, да. А вот то, что происходит в столице, важно.

Мы видим, что у Собянина есть доступ к огромным ресурсам, чтобы как бы купить Москву и построить здесь такое пространство, которое должно в его представлении смягчить настроения, как бы подкупить настроения тех недовольных горожан, которых в 2011–2012 году власти видели на улицах и которых испугались.

Местами что-то получается красиво, на мой взгляд, из того, что делается у нас по реновации в Москве. Не по реновации в смысле сноса пятиэтажек, а вот как-то её всю перерыли. Это выглядит всё очень олигархически, да?

Да.

В принципе, страны с таким уровнем ВВП не имеют таких каких-то вылизанных столиц. Немножко неживая вылизанность олигархическая немножко претит. Некоторые пространства вполне красиво получаются.

В общем, идет огромная работа по покупке продвинутых москвичей, по устраиванию им какого-то такого столичного рая.

Насколько покупаются эти москвичи? Опять-таки, домашняя статистика, кто-то

Я думаю, что по-разному, действительно, что пока результат этот неочевиден. В принципе, мне кажется, что определенные успехи у Собянина есть в этом направлении.

То есть как бы грандиозного провала с реновацией, репутационного подрыва ― вот грандиозного не произошло?

Не с реновацией всё-таки. Мы говорим об общем этом благоустройстве Москвы, не конкретно о программе сноса пятиэтажек, с которой ещё могут возникнуть серьезные проблемы, как мне представляется. Просто я не очень понимаю эту экономическую схему. Мне кажется, что она может в какой-то момент не сработать. Она будет работать, если там будут закачиваться некоторые деньги всё время, а так я не очень вижу тот рынок, на котором можно это окупить.

Поэтому оно мне кажется очень сомнительным с точки зрения репутации Собянина. А вот пока благоустройство Москвы протекает, в общем, нормально и без особых потерь. Дальше возникает, конечно, вопрос для Собянина. У него, по крайней мере, минуса в этом нет. Даже несмотря на пробки и всё, мне представляется, что минуса нет у него.

Дальше что с этим делать, непонятно тоже. Посмотрим. Опять-таки, я вполне представляю себе, что Собянин будет разыгран как такая фигура некой якобы модернизации, авторитарной модернизации.

Ага.

Он в этом сценарии может стать премьером, причем еще даже до президентских выборов или после них, как такой человек посвященный, который умеет обращаться с Москвой, московский, к которому москвичи относятся не так уж плохо. Это хорошая стартовая позиция.

Но, конечно, этот сценарий мы можем ещё нарисовать, но дальше бы я пока не заглядывал. Потому что пока не развернулась эта кампания, пока мы не видим, с чем Путин пошел на свой восемнадцатый год правления, довольно трудно что-то и думать дальше.

Другие выпуски