Сколько нужно денег? Андрей Колесников об экономических мерах по борьбе с кризисом

03/04/2020 - 18:34 (по МСК) Анна Немзер
Поддержать ДО ДЬ

2 апреля Владимир Путин объявил весь апрель «нерабочим», но с сохранением зарплат за счет бизнеса. Эксперт московского центра Карнеги Андрей Колесников объяснил, помогут ли предложенные властями меры по борьбе с коронавирусом спасти экономику. 

Было сказано про эти самые 19 тысяч. Эти 19 тысяч, которые, видимо, автоматически переводят всех получивших в разряд среднего класса, потому что средний класс у нас, как известно, получает от 17 тысяч, как 19 получили, так сразу средний класс.

Подсчитано сейчас уже, «Коммерсантъ» публиковал эти данные плюс-минус, от 500 тысяч человек до миллиона могут потерять работу. Эти 19 тысяч ― это мера? Это смехотворно? Это все-таки какая-то помощь? Как это оценивать?

Все-таки это какая-то помощь, это такое пособие, на которое сильно, конечно, прожить… Семья не может прожить, безусловно, в наших обстоятельствах на эти деньги. Один человек, может быть, может протянуть до конца месяца, если он один, ему не нужно содержать хотя бы собаку, не говоря уже о жене и детях.

Поэтому есть впечатление, что делают все, что могут, но каждый день приносит новые комментарии экономистов, новые рассуждения о том, что делают мало, делают недостаточно, нужно спасать. Это хорошо показала глава сети кофеен «АндерСон», когда она, чуть не плача, разговаривала с Путиным, а Путин просто выступал в роли психотерапевта, пытался ее успокоить, как истеричную женщину.

На самом деле она говорила о самых важных вещах сейчас для экономики, когда рушится основа рыночной экономики, когда рушится основа конкурентного сектора, который приносит деньги в бюджет. Не понимают это наверху, они понимают только то, что есть государственные олигархи, которые строят мосты, реализуют большие проекты, способные накормить всю элиту, когда этой элите нужны дополнительные деньги. Экономика не там. Экономика внизу, там, где малый и средний бизнес. Если у нас схлопывается малый и средний бизнес, если у нас в структуре доходов еще больше падает доля (и так крохи на самом деле) доходов от предпринимательства, в общем, это катастрофа для экономики, причем катастрофа такая долгосрочная.

Еще раз повторю: если государство после пандемии не уйдет из этих секторов, не будет мягко помогать им только с точки зрения того, что государство останется арбитром, система очень долго будет выходить из кризиса. У нас и так структурный перекос, и так и без этого низкий рост, а будет все совсем плохо.

Ощущение, такое обывательское ощущение, что 19 тысяч ― это очень мало, что делается мало, что нужно больше. Есть бесконечные цифры, сравнения, сколько выделено на этот кризисный момент в Америке, в европейских странах, какой это процент от ВВП, какой у нас это процент. Конечно, все время есть ощущение, что мало, мало, дайте больше.

Мы пока не знаем, как мы выйдем из этого кризиса, но есть ли какая-то страна, которая ведет себя более здраво, более разумно, на которую вообще-то имело бы смысл ориентироваться, с вашей точки зрения?

Мы все знаем об огромном пакете финансовом, который использовался в Соединенных Штатах для того, чтобы спасти экономику. Там все-таки есть несколько большее понимание, что государство в этот момент должно выполнить свою роль стабилизатора и должно помочь именно бизнесу, чтобы потом страна очень быстро поднялась после эпидемии. Я думаю, в этом смысле можно ориентироваться на США.

Другой разговор, что там гигантские деньги действительно, просто невероятные по нашим масштабам, несопоставимые. У нас такие деньги тратить не то чтобы опасно, но у нас они могут разогнать инфляцию, хотя при том спросе на товары, который будет впоследствии, конечно, инфляция не будет разгоняться очень сильно. Ориентироваться можно на этот пример, но, конечно, не в буквальных, не в абсолютных цифрах, да, в каких-то сопоставимых масштабах.

В относительных.

Да.

Есть ли какие-то меры если не по количеству просто денег, которые надо будет просто людям дать, а системные какие-то решения? Обнуление всех налогов, например, хотя бы на два месяца ― это мера, с вашей точки зрения?

С одной стороны, это, конечно, сильно бы поддержало. Но здесь какие-то нужны страховочные сетки, многие экономисты о них говорят, потому что государство совсем без налогов остаться и в этой ситуации не может, ему нечем будет расплачиваться с потребителями в дальнейшем.

Но, безусловно, максимальное снижение налогов, а не введение новых, как это делает Путин и его коллеги, еще с таким политическим подтекстом, мол, пусть те, кто играет во всякие рыночные инструменты, те, кто поигрывает, прячет свои деньги на Западе, пусть они и платят. Это принципиально неправильный подход, это ровно то, о чем Путин сказал в этой замечательной серии интервью, где он достаточно широко раскрылся публике, про то, что предприниматели ― это же жулики. А то, что предприниматели кормят всю страну, если бы их было больше, они бы кормили ее лучше, если бы их не сажали в тюрьмы, они кормили бы страну еще лучше, не нужно было бы столько государству, ― об этом речи не идет. Святая вера, что государство придет, спасет и поможет. А откуда у государства деньги? Это же не его деньги? Это деньги наши с вами, деньги налогоплательщиков.

Последний, наверно, вопрос по этой теме. Есть ли у вас ощущение, что ситуация именно в смысле системных решений может как-то меняться? У нас было выступление Путина. Действительно, мы услышали, как у него зазвенел голос, когда он заговорил о том, что надо вот этих немножко обогатившихся-то как-то приструнить. Есть ли у вас ощущение, что все-таки в связи с тем, что ситуация меняется очень резко, ситуация действительно катастрофическая, есть ли надежда, что эти меры будут как-то пересмотрены, нам будет предложено что-то другое? Бизнесу главным образом будет предложено что-то другое, что даст ему возможность выжить.

Надежда есть. Почти каждый день правительство и соответствующая комиссия, которая борется с коронавирусом, что-то придумывают, дают новые поручения и, как правило, медленно, но двигаются в более-менее правильном направлении с точки зрения поддержания штанов экономики, поддержания штанов людей. В этой системе объективно, может быть, не видно какой-то системности, потому что нельзя назвать системными действия, правительства западных стран тоже нервничают, тоже меняют мнения, каждый день произносят какие-то новые слова, непохожие на вчерашние. То есть объективно тяжело. Я думаю, что сейчас в правительстве спят, в общем, не так много часов в сутки.

Но все равно немножечко остается ощущение хаоса.

Не бойся быть свободным. Оформи донейт.

Фото: Агентство «Москва»

Также по теме
    Другие выпуски