«Воровать немного меньше, работать немного лучше»: по какому принципу происходит обновление губернаторского корпуса?

Объясняет Екатерина Шульман
05/10/2017 - 17:02 (по МСК) Анна Немзер
Поддержать ДО ДЬ

В эфире программы «Политика. Прямая линия» политолог Екатерина Шульман рассказала о том, по какому признаку производится «озеленение губернаторов» и стоит ли это воспринимать как попытку власти привести к рулю молодых и прогрессивных технократов.

Я хотела бы ещё поговорить про губернаторов и очередной виток ротации губернаторов.

Да, давайте поговорим про губернаторов.

Потому что всё время что-то такое интересное происходит. Хотелось бы понять, во-первых, это ротация лояльных на более лояльных или это немножко сложнее описывается? И, конечно, хотелось бы опять-таки увидеть за этим, понять какие-то внутренние расклады.

Не надо понимать внутренние расклады, надо хотеть понимать объективные процессы. Если вы будете их понимать, то всё остальное вам будет совершенно ясно.

Значит, всё, что происходит с губернаторским корпусом, подтверждает блестящим образом любимые мною постулаты о приоритете научных методов и открытых данных над инсайдом и сплетнями. Осенью, летом ещё, в августе 2014 года, когда поменялось руководство РЖД, я сказала и с тех пор продолжаю это говорить с настойчивостью, достойной лучшего применения, что политическая система, обнаружив себя в условиях ухудшающейся экономической ситуации и сжимающихся ресурсов, будет с целью своего выживания пытаться менять дорогих, затратных и неэффективных управленцев на тех, которых она воспринимает как а) лояльных, б) эффективных. Ещё раз: не которые являются таковыми объективно, а которые воспринимаются ею в качестве таковых.

Если вы будете держать в голове эту очень простую логику, то вам будет понятно всё, что происходит. Если вы её не будете держать в голове, то вам будет сниться зеленая папка, «Здравствуй, я твой куратор в игре „Зеленая папка“», стратегические планы, омоложение, какие-то воображаемые технократы, которых не существует и никогда не существовало, и прочие фантомы, возникающие в информационном пространстве.

Ещё раз: никакого плана нет и быть не может. Система не в том состоянии, чтобы действовать по плану. Она действует достаточно спорадически. Большой электоральный цикл, предвыборный, выборный и поствыборный период ― это период, когда политическая система пытается приспособиться к меняющимся обстоятельствам, услышав, с одной стороны, чего люди хотят, общественный запрос, с другой стороны, протянув ножки по одежке, то есть как-то устроившись в этих новых экономических условиях, когда ресурсов, распределением которых живет система, становится всё меньше.

Поэтому старые друзья, политические тяжеловесы, опытные управленцы или молодые управленцы, неважно, которые ещё вчера были молодые и прекрасные ― они судорожно меняются на каких-то, которые, опять же процитирую бессмертную фразу Марка Галеотти, будут воровать немного меньше, а работать немного лучше. Вот его фраза, да? Do your job a little better, steal a little less. Прекрасная формулировка принадлежит не мне, поэтому отдаю должное её автору.

Ключевое слово тут, конечно, a little, немного. Многого система не может требовать от своих акторов, и они не могут ей этого многого дать, но тем не менее. Иначе получается безумно смешно. Только что у нас был стратегический план, плановая ротация, меняем старых дураков на молодых технократов. Поменяли на двух, похожих с виду на технократов, потому что они в очках в прозрачной оправе, да, это явный признак технократа.

После этого вдруг ― тыдыщь! Два случая, совершенно выпадающих из этой смены. Красноярский край ― не молодой, не технократ. Республика Дагестан ― тоже не молодой и тоже не технократ. Только президент Абдулатипов сказал про озеленение, озеленение состоит в том, что назначили человека, который моложе его самого на три года и несколько месяцев.

Значит, ещё раз: не покупайтесь на эти идиотские истории. Те районы, те регионы, которые воспринимаются как проблемные, нуждаются с точки зрения системы, жаждущей стабильности и выживания в смене кадров на те, которые им эту стабильность и выживание обеспечат. Будет он молодой в очках, старый в парике, мужчина или женщина, с опытом работы на федеральном уровне или без опыта работы, местный, наоборот, как вот Усс.

С Александром Уссом вообще, конечно, смешная история. Это попытка в ручном режиме изобразить то, что должно было произойти естественным путем. Это ровно тот человек, который должен был там выиграть выборы, если бы они там были. Местный, выросший из местных элит, много лет председатель законодательного собрания, был в оппозиции всем присылаемым из центра варягам и так далее.

В политической системе здорового человека, в отличие от политической системы курильщика, ровно такие люди выборы и выигрывают и обеспечивают ― вы удивитесь, что? ― стабильность. Значит, вдруг эта мысль неожиданно дошла до нашего великого политического руководства, и оно решило: о, давайте мы теперь сделаем с трудами и заботами то, что могло бы произойти совершенно естественным путем.

Как сыграет эта фантазия в Дагестане с Владимиром Васильевым, не знаю. Не разбираюсь в Дагестане и не буду изображать из себя эксперта по этому региону.

Список этих проблемных территорий тоже всем известен. Не надо смотреть ни в какую воображаемую зеленую папку для того, чтобы его увидеть. В некоторых из них губернаторы действительно старые, в некоторых губернаторы, наоборот, молодые, но всё равно они подходят под рубрику «губернатор-беда», под которую, в частности, подходил самарский, которого, слава тебе господи, поменяли.

Вот есть некоторые другие образцы губернатора-беды, которые тоже всем известны. Их будут менять на тех, кто ― ещё раз повторю ― воспринимается как обещающие меньше проблем и расходов. Вот и всё, вот и вся логика, очень простая, очень реалистическая, которая поможет вам, дорогие телезрители, разбираться в том, что происходит.

Фото: wikimedia

Другие выпуски