Реформы для Путина от Кириенко, Вайно и Орешкина: Валерий Соловей о преобразованиях четвертого срока
Политолог Валерий Соловей объяснил, какие реформы может проводить Путин на своем четвертом сроке, на примере трех программ от Максима Орешкина, Сергея Кириенко и Антона Вайно.
Вы знаете, если действительно, понятно, что эту пресс-конференцию мы можем анализировать какие-то символические сигналы, а по части конкретных точных ответов надежду надо оставить, и все это имеет форму такого ритуального камлания, на которое согласен президент, согласны журналисты, все в эту игру играют, и мы с вами тут тоже сидим и в эту игру покорно играем.
Да, совершенно верно.
Но если все-таки пытаться, уже тогда не через пресс-конференцию, а через конкретные наши насущные дела вопрос задавать, все-таки необходимость в реформах, она есть, она назрела, она очевидна всем.
Она перезрела, совершенно верно.
Перезрела. Есть ли какие-то основания предполагать, в какую сторону они могут…
А реформы подготовлены. Подготовлены три базовые реформы — реформа госуправления, за нее отвечает Сергей Кириенко, реформа правовой системы, за которую отвечает господин Вайно, и то, что называют экономической реформой, она в действительности таковой не является, за которую отвечает Максим Орешкин. Но я хочу подчеркнуть, что эти реформы носят исключительно технократический характер. Что это означает? Когда речь идет об экономике, это не свобода предпринимательства, снятие ограничений, это повышение производительности труда. Когда речь идет о реформе права, то важно, чтобы суды работали быстрее, не чтобы они стали независимыми, а чтобы они работали быстрее, то есть эффективнее с точки зрения Кремля. Что касается реформы госуправления, то насколько я знаю, в критерии слово «демократия», понятие, не заложено.
Это технократические реформы. Но они должны дать ответ на то, что вы сформулировали в вопросе, что есть массовая потребность в изменениях. Люди ощущают массово, кстати, это относится и к элите, и к обществу в целом, что надо что-то серьезно менять. И по идее, эти реформы должны удовлетворить запрос в переменах. Но есть очень большой риск, их боятся начать осуществлять, потому что они могут привести, с точки зрения даже тех, кто эти реформы замыслил и готовит их, к дестабилизации. Вот пока так, как есть, вроде бы мы живем. В России ведь очень опасно начинать масштабные изменения, все это хорошо знают по нашей же истории.
Реформы удовлетворят этому запросу самим фактом своего возникновения?
Да-да, предполагается…
Просто словом «реформы» появившимся?
Да, вот вы хотите же изменений, давайте мы их осуществим, но в том формате, который выгоден и нужен нам.
Фото: kremlin.ru