Потешный СССР и обида на весь мир. Андрей Колесников о том, насколько идеология Путина будет иметь успех у российского общества

26/06/2020 - 22:41 (по МСК) Анна Немзер
Поддержать ДО ДЬ

В новом выпуске программы «Политика. Прямая линия» — руководитель программы «Российская внутренняя политика и политические институты» Московского Центра Карнеги Андрей Колесников. Он рассказал, как функционирует «путинизм» как идеологическая система, и насколько она будет иметь успех в будущем. 

И мне хотелось бы спросить вас, поговорить несколько более идеологически о том, что сейчас происходит, потому что я не знаю, смотрели ли вы сегодня парад, а я по рабочей необходимости его смотрела в студии с моим коллегой Павлом Лобковым.

Среди прочего там было такое короткое перед парадом выступление Путина с минутой молчания потом, которое, конечно, было некоторым коротким парафразом его статьи, о которой вы говорили, и действительно, каким-то таким сквозным мотивом звучала бесконечная обида и желание отстоять священную правду. Если ее надо отстаивать, то очевидным образом на нее кто-то посягает.

Священная правда состоит в том, что Советский Союз победил Гитлера и никто больше Гитлера не победил. Я хотела вас спросить, действительно, это не первый год, когда война и вся мифология околовоенная используется для легитимизации нынешнего образа действия, вообще эта связь прочерчивается очень четко.

Как вам кажется, изменилось ли что-то в этом году? Есть ли какие-то еще, с этой статьей, с этим парадом, который сегодня состоялся, новые повороты в этом?

В принципе, все старое, это просто продолжение того движения, которое давно началось. Я имею в виду использование, жесткую, беспринципную эксплуатацию победы в Великой Отечественной войне на благо рейтинга Путина. Это все продолжается, не случайно эти празднования становятся все более и более пышными и имеют очень важное для самого Путина мобилизационное значение для устройства ралли вокруг флага. А теперь с учетом того, что был открыт храм Вооруженных сил, это еще ралли вокруг хоругви, это тоже важная составляющая режима. Еще Карл Маркс в статье «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта» называл это «бесстыдно примитивным господством меча и рясы». Этим инструментом путинский истеблишмент пользуется очень активно. Путин выставляет себя победителем, конечно, в этой самой войне, как будто он непосредственно в ней участвовал. Собственно, ровно так же строил свою политику Брежнев, но с тем отличием, что Брежнев участвовал в войне.

Он был замполитом, да, все-таки.

Имел моральное право. А у Путина моральное право достаточно сомнительное. Ровно такую же технологию он использовал, когда отмечалась годовщина освобождения Освенцима. Один из обозревателей газеты Haaretz написал, что было такое впечатление, что Путин лично открывал ворота Освенцима и выпускал оттуда узников. Так это работает.

Но что было нового, это то, что он, тоже относительно не очень нового, он все-таки у нас все время строит такой воображаемый Советский Союз, все время собирает лидеров стран СНГ, как это было в декабре прошлого года, рассказывает им свою версию истории, говорит: «Вы же должны быть со мной, придерживаться такой же версии истории». И, в общем, особых возражений не поступает, никто над этим особо не задумывается из этих самых лидеров, в том числе приехавших сегодня на этот самый парад.

Но, помимо этих лидеров, были военнослужащие, которые шли по Красной площади, как если бы они были военнослужащими Российской Федерации: азербайджанцы, армяне, чуть ли не в одном строю индусы, монголы. Мне показалось, что Путин в этом смысле играет не в потешные полки, а в потешный Советский Союз. Он сейчас выступал в роли президента такого квази-Советского Союза, и вот этот квази-Советский Союз прошел перед ним, маршируя, отдавая ему честь, равнение направо или куда они там равняются. Эта такая психологическая и идеологическая деталь, мне кажется, это нечто почти новое.

Также по теме
    Другие выпуски