«Путин – это герой Достоевского, подпольный человек». Как и почему изменилась психология главы России
Кандидат исторических наук, политолог, профессор НИУ ВШЭ Сергей Медведев объясняет, поменялась ли риторика Путина в его последних заявлениях и сопутствующих им шутках.
Что касается ракет, которые мы упоминали уже, значит, я бы вот начала с того, что, действительно, говорим про ядерную бомбу довольно давно. Очень всё это напоминает разговоры моего детства бабушек у подъезда о том, что президент Рейган сейчас сбросит на нас бомбу.
Да.
Путин продолжает шутить. Были шутки про рай, в который мы все с божьей помощью попадем.
Да.
И была шутка про то, что орлан склевал все оливки, в связи с визитом Болтона как-то, значит, еще вот так надо было высказаться.
Шутки несколько отличаются от такой лобовой, дворовой такой вот риторики, которую он раньше практиковал, от «мочить в сортире» и тому подобного. Возникает ли у вас ощущение, что эти шутки ― свидетельство какого-то нового поворота и плана у него в голове, что у него что-то там как-то, что за ними что-то стоит? Или это просто действительно риторика сменилась, потому что новый спичрайтер, я не знаю что? Что это?
Нет. Я ничего нового не услышал. Это то же самое, те же мультики, которые мы смотрели 1 марта перед выборами, которые в Манеже показывали.
В послании, да.
Это то же «зачем нам мир, в котором нет России», это «„Тополь“ санкций не боится», «не смешите мои „Искандеры“». Это такая северокорейская игра, вот это вот бряцание ракетой, это позиция слабости, это блеф, это абсолютно такая вещь.
С другой стороны, я думал об этом по дороге сюда, на эфир, тоже здесь психологически надо понимать, что Путин является героем Достоевского. Это подпольный человек, это такое, так сказать, существо, рожденное вот на этих миазмах чухонских болот, в сырых продувных питерских дворах. Помните, вот этот подпольный человек показывает кукиш в кармане хрустальному дворцу. Вот как раз тогда в Лондоне этот Crystal Palace построили, и вот он смотрит на эту гармонию мира, и его просто от ресентимента вот этого типичного колбасит. «Записки из подполья» ― это про то, как колбасит ресентиментного человека.
И вот если исследовать речь Путина, просто действительно вылезают уши Достоевского. Он очень нужен. В свое время Милан Кундера писал это чудесное эссе о трагедии восточной Европы, где он даже обвинил Достоевского в танках в Праге в 1968 году, на что Бродский возмутился. Это, может, и несправедливо, но Федор Михайлович, в общем, наше всё, и я думаю, что надо его использовать.
Так что эти ракеты ― возвращаясь к ракетам ― это вот та самая фига в кармане, тот кукиш, который Путин любит показывать глобальному мироустройству. Мы это увидим и по другим вещам: и по Совету Европы, и по ООН, и по каким-то, так сказать… Всему глобальному мироустройству, всему глобальному миропорядку такую вот показать фигу.