«Я не думаю, что он рассчитывает сделаться президентом России»: Сергей Пархоменко о смысле предвыборной кампании Алексея Навального
Журналист Сергей Пархоменко в программе «Политика. Прямая линия» рассказал, каким видит смысл предвыборной кампании политика Алексея Навального и почему оппозиционер скорее всего не собирается становиться президентом России.
Как, с вашей точки зрения, должна строиться его стратегия? Во-первых, до выборов 2018 года, а потом поговорим про то, что после.
Понятно, что он делает: он строит партию во всероссийском масштабе, создавая опорные пункты. И это главное содержание того, что делает в последнее время. И при помощи вполне современных и вполне эффективно и даже виртуозно, и, несомненно, остроумно используемых всяких средств коммуникации общается с этими людьми, которых он уже насобирал по российским регионам и продолжает их собирать.
Объявлена программа, что, по-моему, в 77 городах России будут эти штабы, они есть примерно в 50-ти уже. И, по всей видимости, этот график происходит с некоторым опережением, потому что они стали появляться в городах второго и третьего ряда, там, где не предполагалось первоначально их создавать, потому что есть некоторые встречные инициативы снизу, что очень хороший для Навального сигнал. Он пытался, как мы помним, создать партию нормальным легальным путем, ему запретили это делать, и он тогда создает ее явочным порядком. Для этого нужен какой-то смысловой стержень, какой-то такой носитель, какой-то шампур, на котором все это будет нанизано. Это нужно было просто выбрать. Надо было сесть за стол, положить перед собой лист бумаги и написать в столбик, что может служить таким стержнем. Они решили, что выборы. Могли бы, наверное, что-нибудь другое придумать, но выборы — это хороший выбор, потому что легко объяснить, что это, все знают, как это бывает, все понимают, что этого как-то не хватает, но надо понимать, что это не цель.
Я думаю, что Навальный хорошо понимает, что крайне невелика вероятность, что он будет зарегистрирован на президентских выборах 2018 года, и совсем мала вероятность, что он их выиграет. Я не думаю, что он рассчитывает сделаться президентом России в 2018 году, но он рассчитывает продолжать об этом эффективно и интенсивно разговаривать, собирая на этом вокруг себя людей. Ему нужна тема, ему нужен язык для разговора со всеми этими людьми. Невозможно разговаривать с ними ни о чем, нельзя разговаривать с ними о том, какой я прекрасный. Даже как выяснилось, трудно разговаривать с ними просто про коррупцию. В какой-то момент казалось, был такой период, когда Навальному казалось, что он, в общем, знает, как это будет продолжать развиваться. Он построит вокруг себя структуру, соберет разных молодых, энергичных и талантливых людей, они будут собирать ему разные материалы, он будет писать прекрасные посты, эти посты все будут читать и все будут довольны. А еще они будут распространять содержание этих постов в виде разных листовок и прочих флаеров.
Выяснилось, что эту штука долго не работает, нужно как-то это поддерживать, нужно как-то это подогревать. Нашлись, во-первых, другие средства коммуникации, а именно видео — вещь более впечатляющая, более энергичная, более эмоциональная и более захватывающая во всех смыслах этого слова, захватывающая разных людей, и нашлась тема под названием «Выборы». Можно в рамках этой темы разговаривать с людьми обо всяком важном, что их интересует. Каждый раз пытаться понимать, что их интересует сегодня, и вставлять это в общий разговор про выборы. Вы хотите сейчас про коррупцию? Будем про коррупцию. Вы хотите завтра про миграционную политику, опять, если вдруг почему-то окажется, что это важно, что у нас есть гастарбайтеры, иностранцы и так далее. Сейчас это немножечко все притухло, но завтра может вылезти опять в результате каких-нибудь событий. Окей, будем про это разговаривать. Можно внутрь этой прекрасной большой темы выборов вставлять разговоры о том, что людям интересно, что и нужно Навальному.
Фото: Алексей Даничев / РИА Новости