«Русские не извиняются»: в чем главное отличие между скандалами с покушением в Солсбери и убийством саудовского журналиста в Стамбуле
Кандидат исторических наук, политолог, профессор НИУ ВШЭ Сергей Медведев объясняет, чем реакция Саудовской Аравии на убийство журналиста в консульстве в Турции отличается от отравления Скрипалей в Солсбери — и, соответственно, реакции российских властей на предъявленные обвинения.
Вы знаете, произошла еще история про саудовского журналиста и диссидента, который был убит в саудовском консульстве в Стамбуле. Очень сложно, понятно, что разные истории, но всё равно сложно не проводить какие-то параллели. Там была официальная реакция властей и реакция всего мира на эту реакцию, и все высказались по-разному, Америка сказала одно, а Германия сказала другое, Россия ― третье, и арабские страны по-разному отреагировали в зависимости от каких-то собственных отношений с Саудовской Аравией.
Но тем не менее реакция властей была. Конечно, там человека убили непосредственно в посольстве, тут трудно как-то вообще не отреагировать. Но и тут люди пропадают, их убивают.
Да.
Тут есть о чем поговорить, что называется. Всё-таки, если совсем доводить это до схемы, в чем принципиальная разница? Убийство в посольстве?
Нет, разница всё-таки, тут иначе немножко политика организована, иначе эта политическая и этическая сфера у нас устроена. Как это, помните, «Черная роза ― эмблема печали», там у них было: «Русские не здаются», через «з». А вот тут «русские не извиняются».
У нас не принято извиняться за какие-то такие вещи, за какие-то провалы, промахи. Вот даже история с Солсбери, да? Казалось бы, возьми и сдай вот этих вот, они сами облажались по полной, ГРУ облажалось, ГРУ село в лужу. Сказать: «Инициатива, эксцесс исполнителя», как сейчас Саудовская Аравия пытается отыграть. Свалите всё на ГРУ, они всё равно, так сказать, лажаются. Нет, у нас вся государственная машина грудью встает на защиту вот этого абсолютно провального проекта «Петров и Боширов».
И вот это большая разница, потому что в Саудовской Аравии существует политическая стратегия минимизации ущерба, совершенно правильно они поступают. Сейчас уже Западу даже практически нечего саудовцам предъявить, они говорят: «Вот, может быть, действительно люди хотели подставить наследного принца-реформатора, который вроде сейчас инвестиционный форум проводит и хочет, чтобы все к ним ехали и деньги несли. А тут такая подстава ― журналисту в консульстве голову отпилили. Это же вообще ни в какие ворота!». Действительно, кажется, что, может быть, его просто хотели компрометировать такой вещью, хотя я не вникал глубоко в эту историю.