Леонид Радзиховский: «Остается врать, врать в идеологии, врать в поведении, врать во всем»
Леонид Радзиховский рассказал о том, как следование имперским амбициям довело российскую элиту до того, что она вынуждена врать, манипулировать фактами и вести оборонительную, но агрессивную словесную риторику.
Вот вы знаете, я сегодня в фейсбуке увидела короткую запись писателя и исследователя Александра Эткинда, которая абсолютно рифмуется с тем, что вы говорите. Он пишет, допинг в спорте, плагиат в науке, фальсификации выборов, коррупция госслужб, эпидемия тупоумия и порча меры весов. Абсолютно допинг в спорте, плагиат в науке, ровно то…
Кто это написал?
Эткинд это написал, Александр Эткинд, писатель и исследователь, абсолютно вашими же словами. Мне бы хотелось понять, на таком абсолютном, я спорить не буду, мне хотелось бы понять, на техническом уровне как это работает. Почему если в одной сфере так, то и в другой автоматически оказывается так же? Ну просто вот, как схема устроена.
Потому что социальная жизнь — это не набор случайных вещей, а это единая система, которая регулируется общими морально-этическими правилами, общим понятием, что легитимно, что не легитимно. Ну вот, допустим, в девяностые годы вести бизнес, не угрожая убийством партнеру, если он не отдаст кредит, было не легитимно. Вы могли не иметь склонности к убийствам партнеров, но тогда вам в бизнесе, в системе бизнеса делать было нечего. Сейчас этого нет, сейчас не угрожают убивать, ну массово, как массовое явление этого нет. Но есть другие массовые явления. Вот одно из этих массовых явлений, системных явлений, — это тот тренд, который в России есть, он, как всегда, в России идет сверху, задается властью.
Тут долго можно спорить, власть-то тоже не с неба, не с Луны упала, она соответствует массовым ожиданиям, массовым представлениям о прекрасном, немножко корректирует эти представления, поворачивает их в свою сторону, но в принципе это общий тренд, который определяет систему, систему не российского спорта и не российской политики, и не российской науки, а систему российского социума. Почему эта система сейчас выстраивается именно так, а не иначе? Ну, это тоже можно об этом говорить, но мне кажется, что причина здесь такая, что у России, глубоко, как у социума, у этноса и у власти, в этом смысле они все три более или менее совпадают, глубоко неадекватная, завышенная самооценка, то есть Россия до сих пор считает себя сверхдержавой, но это ее мнение не разделяет подавляющее большинство других государств.
Ну, если вы считаете себя сверхдержавой, а другие государства этого мнения не разделяют, а вместе с тем сил на сверхдержавность у вас нет, что остается? Остается врать, врать в идеологии, врать в поведении, врать во всем, то есть придумать тот несуществующий мир, в котором вы реализуете свои неадекватные амбиции.
Фото: Александр Чиженок/Коммерсантъ