В новом выпуске «Политики. Прямая линия» генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров обсудил с Анной Немзер значимость общественного референдума по вопросу поправок в Конституцию, который анонсировал Владимир Путин, а также рабочую группу, которая была созвана для разработки изменений в закон. Кто в нее вошел, кем будут приниматься решения, а также в каком формате будет проходить диалог власти и общества?
Вопрос прямо непосредственно к вам как к профессионалу, потому что было сказано про некоторое народное голосование, было прямо заявлено намерение участвовать, вовлекать общество в этот диалог и, в общем, если не то что непосредственно в работу над правками, но в какое-то горячее общественное участие.
Во-первых, я не понимаю исключительно по процедуре. Вот эти поправки, над ними группа работает, они приняты, они одобрены в первом чтении. В какой момент у нас должно подключиться общество? Это просто по хронологии развития событий. В какой момент у нас общество подключается и что оно может сделать, если оно все чтения прошло и все везде одобрено?
Если вы не забыли, состав группы, которая сейчас работает над поправками, очень критиковался. Как же так? Там всего три профессиональных конституционных юриста или четыре, а все остальные ― какие-то казаки и что-то другое.
Так это они у нас общество, что ли?
Конечно. Это и есть общество.
Но это не народное голосование.
Безусловно.
Это представители от общества, не очень понятным образом отобранные.
Да, они отобраны совершенно понятным образом. Они президентом отобраны.
Но я-то, гражданин России, не делегировала некоторых людей за меня Конституцию править. А мне сказали…
Но вы же не президент у нас, правильно?
Безусловно. Но мне президент сказал: «У меня будет диалог с обществом, у меня будет консолидация».
Начинается диалог. Смотрите, этот диалог на самом деле инициирован президентом еще 15 января в послании, потому что, конечно, это называется послание Федеральному собранию, депутаты и сенаторы все его слушают, но очевидно, что это послание не элите, это послание обществу.
Послание ― монолог. Я ему рада, этому монологу, но хотелось бы обратную связь.
Подождите, диалог ― это когда всегда есть две стороны, есть пасующий и есть принимающий. Пасующий свою роль реализовал, высказал ряд предложений. Следующий шаг ― эта самая группа. Вам может не нравиться ее состав, но, в принципе, там действительно разные люди, там дискуссии идут.
Люди разные, мне непонятен механизм отбора этих людей.
А зачем он вам должен быть понятен?
Просто президент сказал. Это очень непрозрачная структура, Валерий Валерьевич.
Президент доверяет этим людям, президент считает, что у этих людей достаточно идей и ответственности для того, чтобы сформулировать некое предложение, то есть набор конституционных поправок. Кстати, этот набор не закрытый, то есть те поправки, инициативу по которым высказал президент сам в послании, это не закрытый список. Я уверен, что по итогам работы этой группы добавятся и другие.
А дальше будем их с вами обсуждать в разных формах. А дальше нам даже дадут…
Вот! В каких?
Обсуждать ― мы с вами ее уже обсуждаем, правда, я так понимаю, из-за дефицита времени до содержания ни одной поправки времени не дойдет. Но я думаю, будут и другие форматы.
Мне сейчас теоретически важнее обсудить свою и вообще общества возможность, как на это повлиять.
Голосовать пойти.
Когда? Когда мы будем голосовать?
Думаю, в апреле.
Не бойся быть свободным. Оформи донейт.