В программе «Политика. Прямая линия» — политик Дмитрий Гудков. Он обсудил с Анной Немзер возможные изменения политической системы страны.
Полную версию программы с Дмитрием Гудковым смотрите здесь.
Я не знаю, если в морге приоткрыть форточку, наверное, душно еще будет очень долго. Но свежий воздух уже пошел. Это мы видим. Вообще мы в принципе стоим на пороге изменения политической нашей системы в целом. Ну, смотрите, Путин пошел, по крайней мере, по Конституции на свой последний срок. И через 6 лет либо мы поменяем президента, либо Конституцию. Но даже и во втором случае это все равно будет изменение политической системы. Я думаю, что конечно, скорее всего, мы поменяем президента. Потому что элиты устаревают, это можно посмотреть просто на лидеров парламентских партий, и мы понимаем, что как минимум через 6 лет должен поменяться баланс и расклад сил в Государственной Думе. Элита это обычно называет «надо поменять декорации политические».
Дальше, с учетом того, что в последние 20 лет у нас такая политическая чистка происходила в стране, и в партиях парламентских и то же самое — чистка происходила. Посмотрите КПРФ, они даже не нашли ни одного члена партии, которого можно было бы выдвинуть в президенты. Они нашли Грудинина, который вообще не является партийной номенклатурой. Достаточно, мне кажется, удачный ход. В любом случае этот человек, я уверен, это бизнесмен, был депутатом Московской Областной Думы, в общем, он вряд ли будет все это мракобесие КПРФ поддерживать. Даже, предположим, если у него появятся перспективы возглавить КПРФ в будущем, это будет, скорее всего, умеренная социал-демократическая история. То есть это в любом случае реформа будет в партии.
Ксения Собчак — понятно, тоже новые лица. Да, парламентские партии — Жириновский вообще никого не нашел. Никого не нашлось, кто бы мог пойти в президенты даже с перспективой сохранения партии на 2021 год. Ну про Миронова я даже вообще ничего не буду говорить. Уже, мне кажется, «Справедливая Россия» — политический труп и на следующих выборах даже не будет принимать участия. Миронов поддержал Путина.
Соответственно, освобождаются ниши. И очевидно, что и в элитах, и в обществе есть запрос, как минимум, на современную социал-демократическую историю, но также еще на независимую демократическую историю, такую партию, которая бы выступала за политические реформы, экономические реформы, за восстановление отношений с Западом, за прекращение вот этой вот конфронтации с Америкой и так далее. Запрос на это есть. И, очевидно, надо на это в любом случае работать.
При этом возьмем партию власти. Ну назовите мне, пожалуйста, фамилии вообще в целом молодых политиков в нашей стране. Первое, что вам придет на ум — Навальный, да? Собчак. Надеюсь, кому-то Гудков придет. Дальше — Кадыров. Да? Может быть, кто еще — Поклонская, Милонов.
Ну было какое-то количество молодых губернаторов.
Есть еще много каких-то молодых губернаторов, технократов. Но надо понимать, что чему они научились в жизни, вот в этой политической модели? Знаете, чему они научились? Что в любой сложной ситуации нужно спрятаться и ждать, чтобы разобраться, куда ветер дует. То есть этими качествами они обладают. А качеством взять на себя ответственность, принять решение и пойти вперед, такими качествами они не обладают. То есть совершенно очевидно,ну просто по совокупности этих факторов, что нас ожидают серьезные перемены.
Я уже не говорю о том, что поколение, вот мое поколение, я 1980 года рождения — это на самом деле самое большое поколение. Мы — демографическое эхо тех, кто родился в 50-е послевоенные, первое поколение беби-бума. Мы — второе. Нас много.
А где социальные лифты вообще? Где? Там кричат: «Занято!». Кем занято — тоже понятно. Ну все. Уже это не конкуренция не в плоскости либералы/консерваторы или там либералы/патриоты. Просто это уже отцы и дети, я не знаю, или там дедушки и внуки. Дедушки и внуки. Ну совершенно очевидно, ну Путин — у него нет мобильного телефона. Даже просто одним этим сказано. Он последний раз пользовался телефоном, наверное, когда надо было циферблат крутить. И, наверное, машиной никогда не управлял. Со стерхами, конечно, летал, но вот он просто настолько далек от технологий ну в силу просто возраста даже. Он даже не понимает, куда просто движется мир. И элиты это понимают. И элитам нужны какие-то перспективы. Поэтому запрос очевиден.
Фото: Виктор Коротаев / Коммерантъ