«Населению надоело начальство во всех сферах»: Екатерина Шульман о протесте, ставшем привычкой, развенчании культа рейтинга и победе интернета над ТВ

05/06/2019 - 18:43 (по МСК) Анна Немзер
Поддержать ДО ДЬ

В программе «Политика. Прямая линия» — политолог Екатерина Шульман. Она рассказала, с чем связана отставка главы Астраханской области Сергея Морозова, какую картину рисуют электоральные рейтинги и рейтинги доверия ВЦИОМа, почему Катерина из фильма «Москва слезам не верит» стала желанным образом президента России и кто поймает «колобок» общественного одобрения.

Добрый день! Это «Политика. Прямая линия» на телеканале Дождь. Меня зовут Анна Немзер, и сегодня у нас в гостях Екатерина Шульман, политолог, доцент Института общественных наук РАНХиГС. Екатерина, здравствуйте! Спасибо большое, что вы с нами.

Добрый день.

У нас есть три большие темы, если так анонсировать сразу: рейтинги, протесты и интернет.

Широко.

Да. Я хотела начать с новости, которая пришла буквально пару часов назад, с того, что временно исполняющий обязанности губернатора Астраханской области Сергей Морозов попросил сегодня об отставке и отставка эта была принята. На его место назначен Игорь Бабушкин.

Подождите, а он был разве врио?

Да. Он был врио.

У них выборы в сентябре, 8 сентября.

Да. Казалось бы, проблемный регион, не самый простой. Источники говорят, что ему было найдено лучшее применение, что бы это ни значило. Можете ли вы каким-то образом сказать, что нам про эту новость надо думать?

Я не думаю, что про это надо как-то очень глубоко размышлять. На самом деле, действительно, в преддверии выборов еще, может быть, какие-то следующие кадровые решения такого рода будут приниматься, потому что каждая следующая выборная кампания после осени 2018 года является проблемной. Последние тихие выборы прошли, я думаю, что это были выборы мэра Москвы в сентябре 2018 года. Все остальные ― сложные выборы, и чем дальше, тем, скажем аккуратно, легче они не становятся.

Поэтому, по-моему, из 16 регионов, в которых должны были быть выборы губернаторов в сентябре, чуть ли не в 13-ти сидящие губернаторы ― это новые губернаторы, то есть замененные предварительно, заранее, загодя, исходя из той логики, что новый человек имеет некоторый запас медового месяца между собой и избирателями. Им легче избираться, чем тем, которые уже давно сидят и накопили какой-то там груз проблем и всяких неприятностей.

Но к Астрахани это не относится. Там был новый человек, один из вот этой плеяды губернаторов из ФСО, которые по-разному, скажем так, себя проявляют. Их объединяют в некую группу, но практика показывает, что между ними не так много общего. Кто-то из них, как, например, калининградский прежний губернатор Зиничев через три недели быстро попросился обратно в Москву, кто-то, как тульский губернатор, в общем, сидит уже довольно давно и вроде как, скажем так, более или менее врос в эту почву.

То есть каждый проявляет себя как может. Астраханский губернатор, видимо, тоже. То ли, как говорят ваши источники, ему было найдено более выгодное применение, то ли все-таки побоялись выпускать его на выборы. Кто теперь туда пойдет ― это интересно. Область действительно непростая. Недавних протестных эпизодов там не было, в отличие от многих других российских регионов, которые, в общем, напрашиваются на то, чтобы там тоже кого-нибудь поменяли бы.

Другие выпуски