Политолог Андрей Колесников: «Поклонение Путину носит абсолютно средневековый характер»

19/05/2017 - 18:31 (по МСК) Анна Немзер
Поддержать ДО ДЬ

Эксперт московского центра Карнеги Андрей Колесников в эфире Дождя поговорил о «странной логике» Русской православной церкви и о неожиданных сюрпризах, к которым приводит сращивание светского и духовного в государстве.

Проблема в том, что это государство уже нельзя назвать в чистом виде светским, его даже нельзя назвать современным, оно немножко средневековое. У нас поклонение Путину носит абсолютно средневековый характер. И в этом смысле у нас, как говорит наша официальная церковь, у нас симфония (с ударением на последний слог) церкви и государства. Это не запрещенное слияние по Конституции церкви и государства, это симфония. Когда церковь становится департаментом пропаганды при канцелярии президента — это считается нормальным. Мне кажется, что это ненормально, мне кажется, что религия — это частное дело человека, как, в принципе, любой элемент частной жизни. Но так сложилось, что церковь нас воспитывает.

Церковь — это монополия, считающаяся государством естественная монополия. Есть естественная монополия в разных областях: «Газпром», еще что-то там такое, а здесь естественная монополия на душу людей под контролем государства. Наша политическая система — это естественная монополия верхов над всеми остальными. В экономике, как нас учит Федеральная антимонопольная служба, 70% государства — это тоже монопольное вторжение государства в экономические процессы. Это просто еще одна монополия, так устроен этот режим, можем его называть корпоративистским, все должны быть в ячейках или в объединенном Народном фронте, или под общественной палатой, или в профсоюзах каких-то искусственных, или в искусственных партиях, или в лоне церкви. Это тоже часть корпорации в таком муссолиневском абсолютно смысле.

Я вот о чем подумала, что эта симфония так называемая может преподносить несколько неожиданные сюрпризы, а именно: в Питере продолжает развиваться конфликт с передачей Исаакиевского собора РПЦ, и провоцируется протест. Опять-таки, это может быть политический протест, это может быть не политический протест, как его ни называть, но возникает еще один локус, где люди выходят на улицы. Не очень понятно, зачем эти прецеденты лишний раз самим создавать — это я, собственно, имела в виду, когда задавала вопрос, зачем они завели эту статью. Эта симфония не приносит ли она вреда иногда?

Нет, безусловно, это называется симфония, это называется примирение красных и белых в терминах того же патриарха Кирилла. Нужно передать Исаакиевский собор церкви, потому что это будет знаком примирения в год столетия революции между красными и белыми. Это совершенно, назовем это странной логикой, в результате примирение не получается, получается очередной конфликт, причем почти доходящий до физического столкновения сторонников церкви и противников ее. Задачу надо решить, церковь идет как каток в этом смысле. Все, что связано с собственностью, деньгами, богатством — это к церкви, пожалуйста, к официальной православной.

Я не против религии, но повторюсь, что я считаю это частным делом человека. Тем более, что в открытой печати были опубликованы данные о том, что это решение Путина, оно согласовано Кириллом с Путиным, поэтому назад его развернуть невозможно. Это из тех решений Путина, которые обязательно есть, так, как с Европейским университетом: написал резолюцию, а люди как-то ее интерпретируют не так, и Европейский университет продолжает бороться за существование. А здесь все четко, здесь очень важно это все сделать, поэтому, опять же, будут идти до конца. И хрущевки снесут с учетом мнения граждан, и Исаакиевский собор отдадут с учетом мнения большинства, что надо церкви отдать, и Бог с ним во всех смыслах этого слова. Так что все будет нормально.

Фото: Kremlin.ru

Другие выпуски