Когда начнутся массовые акции? Директор ВЦИОМ о всплеске протестных настроений из-за реформ и уровня жизни

23/08/2018 - 14:05 (по МСК) Анна Немзер
Поддержать ДО ДЬ

Генеральный директор ВЦИОМ, социолог Валерий Фёдоров побывал в эфире программы «Политика. Прямая линия». Он рассказал, спровицирует ли пенсионная реформа всплеск протестной активности в России.

Полную версию программы смотрите здесь

Протестная активность сама по себе не возникает, да? Протестную активность должен кто-то организовать. Кто у нас ее может организовать?

Алексей Анатольевич Навальный.

Ее могут организовать три варианта. Да, несистемная оппозиция, значит, второе ― системная оппозиция.

Системная оппозиция.   

И третье ― это профсоюзы, общественные организации.

Так или иначе каждый из представителей вот этих трех категорий высказывался по этому поводу и выражал желание и намерения.

Намерения есть, посмотрим, что у них получится сделать реально. Понимаете, вот, кстати, прогнозирование массовых выступлений и особенно их численности ― это, возможно, самая сложная задачка для нас. Ни наши коллеги, ни мы не предсказали в декабре 2011 года движение «Белая лента». Увы и ах, это так. Митинги Навального прошлогодние весенние тоже никто не предсказал.

То есть это невозможно рассмотреть в ту оптику, которой оперируем мы. Вот у нас ежедневный опрос, о котором я уже говорил, 1600 человек в день в стране. Представьте, если на митинг выйдет 100 тысяч человек в нашей стране, где только взрослых 112 миллионов человек, да, то это меньше 0,1%. Поэтому мы через наши микроскопы, социоскопы, к сожалению, не можем их рассмотреть.

Да, понятно.

Поэтому вот за прогнозированием конкретных митингов ― это не к нам. Это к тем, кто ведет очень тщательное наблюдение за активностью конкретных совершенно сетей. Не социальных сетей, не «Одноклассников».

Да, понятно.

А вот именно реально существующих сетей. Сетей Навального, профсоюзных сетей, сетей Коммунистической партии и так далее, и тому подобное. Вот от того, как они сработают, будет очень многое зависеть.

А потенциал, разумеется, есть. Вы говорили о цифрах «Левады», у нас поменьше, но тоже всплеск, конечно, есть по сравнению с тем, что было, например, в феврале-марте, когда протестная активность была на минимуме.

Фото: Максим Григорьев / ТАСС

Другие выпуски