Как протесты обнулили планы Путина, что сломало механизм победы «Единой России» на выборах и почему Кремль боится порвать с Западом

17/02/2021 - 18:42 (по МСК) Анна Немзер

В эфире программы «Политика. Прямая линия» — политолог Николай Петров. Он рассказал Анне Немзер о том, какой на самом деле эффект протестные акции этой зимы оказали на Кремль и как уже меняют планы и риторику Владимира Путина. Кроме того, обсудили сценарии, по которым могут пройти выборы в Думу в сентябре 2021 года, а также Петров попытался объяснить, зачем на самом деле в МИД России заговорили о разрыве отношений с Западом, и как в коридорах Кремля смотрят на требование ЕСПЧ освободить политика Алексея Навального.

Всем привет, дорогие друзья. Это «Политика. Прямая линия» на телеканале Дождь. Меня зовут Анна Немзер, и сегодня у нас на связи по скайпу Николай Петров, политолог. Николай Владимирович, здравствуйте.

Добрый день, Аня.

Спасибо вам большое, что вы смогли к нам присоединиться. Николай Владимирович, я хотела начать с того, что вот 14 февраля, в День святого Валентина, была проведена акция, некоторая альтернатива традиционным митингам, которые в последнее время осуществляла оппозиция. Я хотела вас спросить, как вот сейчас, по истечении нескольких дней, когда мы имели возможность как-то посмотреть на результаты, когда Леонид Волков подводил какие-то итоги, когда он считал количество фотографий, видео, каких-то хэштегов и так далее, как вы оцениваете эту акцию с точки зрения ее, ну скажем, эффективности?

Я думаю, что в целом это была хорошая идея, и хорошая идея не оборвать протесты неожиданно, а перевести их в такую легкую для людей и удобную для того, чтобы привлечь кого-то, кто опасается выходить сегодня на улицы. И вместе с тем это ни к чему не обязывающая акция, она была скорее рассчитана на то, чтобы люди проявили себя, увидели, что они не одиноки, и в общем все, это не давление на власти. Мне кажется, даже то, как власть отреагировала на эту акцию, сначала вроде как легко, потом вдруг страшно напрягалась, потом все-таки хватило ума не устраивать никаких жестких репрессивных акций в связи с этим, тоже, мне кажется, свидетельствует о том, что инициатива даже здесь была на стороне штабов Навального, а не на стороне Кремля.

Вы знаете, каждый раз, когда случаются митинги, или когда случается какая-то вот такого характера акция, стоит вопрос о численности, всегда очень сложно посчитать. На митингах в том виде, в котором они сейчас происходят, никакого счетчика установлено быть не может, потому что людей разгоняют, им не дают собраться в одном месте, и поэтому посчитать точную численность нельзя, и мы, как всегда, находимся в этом зазоре между тем, как посчитало МВД и между тем, как кто-то другой посчитал, хорошо, когда бывает «Белый счетчик».

При этом хотелось бы действительно понять, есть такой запрос общественный, как мне кажется, на recognition, на опознавание человека со схожими взглядами. Вот как вам кажется, все прошедшие митинги оппозиции и вот эта акция, дают ли они возможность действительно как-то нащупать единомышленников или вот эта задача властью как-то решается и этого не происходит?

Другие выпуски