Две реальные опоры путинского режима и можно ли их расшатать. Михаил Касьянов о перспективах изменения курса
Председатель Партии народной свободы (ПАРНАС) Михаил Касьянов о том, что власть и существующая система держатся на двух столпах: силовики и углеводороды. Он объяснил, в каком случае эта система может начать разрушиться и что будет, если одна из этих составляющих начнет слабеть.
Вот эта система, насколько она устойчива? В тот момент, когда появляются действительно оппозиционные кандидаты и начинают просто говорить, что нет, так не будет, мы не будем играть по вашим правилам, возникает ощущение, наверное, ложное, наверное, это какие-то ложные иллюзии, но возникает ощущение, что немножко они эту всю мишуру раздвигают руками и говорят, вот сейчас будет, вот все стены, которые вы тут построили, они на самом деле в общем ватные, мы их сейчас довольно быстро уберем. На самом деле есть подозрение, что система гораздо более устойчивая, и что так просто, одними какими-то решительными легитимными действиями с ней не разобраться. Вот как вы ее прочность оцениваете?
Система устойчива по двум причинам. Первое, это жесткий тренинг силовиков и работающая вертикаль внутри силового блока. И второе, это продолжающиеся высокие доходы от экспорта нефти и газа. Это две составляющие, которые позволяют режиму просто вот так рассуждать. Как только одна или другая составляющая из этих двух будет слабеть, например, нефть упадет или начнутся внутренние противоречия в силовом блоке, а они уже начинаются между МВД и ФСБ, начинают друг друга сажать и так далее, нефть начинает, уже сказали, что будет чуть пониже, хотя будет высокой. Поэтому как только одна из составляющих реально начнет расслабляться и не быть такой устойчивой, то сама устойчивость всей системы будет большой вопрос. Я не скажу, что рухнет в один день, но начнет слабеть. Поэтому безусловно, то, что мы призываем все эти годы власть, если вы не хотите просто уйти, уходите плавно, через выборы, дайте возможность оппозиции попасть в Московскую городскую Думу, в Государственную Думу, дайте возможность вас критиковать и людям объяснять свою точку зрения. Они говорят, что как же, так конец всему, тогда нам всем конец. Ну, если вы сильные политики, тогда вы должны маневрировать не просто административными рычагами, а убеждениями, так, как работает любая демократическая страна, как работает парламент любой европейской страны. Как там люди друг друга убеждают, а потом на выборах убеждают все население, чтобы их вновь избрали своими представителями для проведения этой же линии или проведения новой линии, новых реформ и так далее. В России же нынешняя власть этого категорически не хочет, отрицает, не пускает никого.