Председатель партии народной свободы (ПАРНАС) Михаил Касьянов объяснил, почему 2019 год должен стать для Путина решающим.
И потом уже, конечно, в течение года должна решаться проблема будущего транзита власти в какой-то форме, будь это транзит власти, или закрепление, или будет транзит, но следующий год, 2019 год ― главный год, когда Путин должен решение для себя принять, должен отработать механизмы. Уже мы знаем по разным слухам, всякие сценарии отрабатываются.
Мы слышали выступления председателя Конституционного суда Зорькина, который сказал: «Нужно изменение Конституции, настройка в такой форме». Мы слышали какие-то слухи о том, что будет реальное соединение с Беларусью, что будет новое государство, новая Конституция. Мы слышали, что какие-то преемники могут появиться, и я считаю, что они могут появиться. Поэтому разных вариантов много.
Ни один вариант еще какой-то, конечно, не принят, и это было бы странно, если бы сейчас этот вариант был принят, но в середине следующего года, к концу следующего года, я думаю, один из многочисленных вариантов, не таких многочисленных, скажем, из трех-четырех, будет уже Путиным выбран. Иначе потом все проблемы, которые в стране накопятся, Путин должен будет принять на себя, и рейтинг упадет уже не до 40%, до 43%, как сейчас показывали, а упадет до 10%, и тогда будет уже не транзит, а просто смена власти другим способом.
Из возможных предложенных вариантов вы бы на какой поставили?
Что значит я бы поставил?
Если бы вам предложили поспорить, например.
Нет, я бы не стал спорить. Я не хочу гадать, я могу сказать, как я предпочитал бы, чтобы это было. Я предпочитал бы, чтобы Путин осознанно начал плавную либерализацию. Плавная либерализация начинается с политики, внутренней политики. Это означает подготовку к реальным честным и свободным выборам, это означает допуск всех на выборы. Я бы делал на месте Путина плавно это дело через Государственную Думу.
Досрочные выборы в Государственную Думу с допуском всех политических сил и граждан к участию в этих выборах в качестве и кандидатов, и, естественно, голосовать, значит, да, для того чтобы полностью сменить все избирательные комиссии, поставить представителей тех организаций, которые участвуют в выборах. Не государство контролирует, а сами себя должны контролировать, честность этих выборов, подсчет голосов.
И по итогам уже выборов в Государственную Думу понять, что Путину надо делать. Не разбивать дубинками головы протестующих, а разговаривать с ними через их представителей, которые по итогам свободных выборов могут оказаться в Думе, и потом уже выработать курс новый в соответствии с тем, что требует свободно избранная Дума. Новый политический курс, который и внутри страны, и за рубежом будет совершенно иным.
Хороший вариант, но вот вашими бы устами да мед пить. Конечно, как-то пока совсем, да…
Два года. За два года это можно всё сделать.
Можно.
Тогда это плавно, без крови, без особого напряжения, без, скажем так, не рвать рубахи на груди и так далее, и так далее. Это, так сказать, такой мирный хороший способ. Но надо признать, что ошибался.