Пять советов бизнесменам от Михаила Гуцериева
На Петербургском экономическом форуме Дождь поговорил с бизнесменом, владельцем компании «Русснефть» Михаилом Гуцериевым. Обсудили, о чем сегодня стоит подумать бизнесменам, чтобы сохранить и развить бизнес.
Пять советов бизнесменам
- Используйте любую возможность, чтобы выжить
Для спасения бизнеса Михаил Гуцериев советует использовать любые возможности — нужно стараться уговорить банки снизить ставки, при необходимости соглашаться на слияние, поглощение или продажу активов.
- Главное — продать. Желательно за валюту
Говоря об экспортно-ориентированном производстве, Гуцериев отмечает, что первым делом нужно всё «продать за границу за валюту». Оставшуюся продукцию следует распродать внутри страны.
- Неважно, что вы производите. Главное, чтобы на это был спрос
По мнению владельца «Русснефти», направление производства — неважно. Важно, чтобы производство было высокотехнологичным, а продукция имела очевидный спрос за рубежом.
- Создавайте производство близко к границе
«Не корова к сену, а сено к корове», — говорит Михаил Гуцериев. Это поможет минимизировать транспортные издержки.
- Не прекращайте рефлексировать
Гуцериев отмечает, что нельзя прекращать думать о том, как усовершенствовать свой бизнес. Это касается, в том числе, людей, которые на вас работают. Нужно создавать «рабочий класс, который может производить продукцию мировых стандартов».
Полная расшифровка
О чем сейчас нужно думать бизнесменам, в какую сторону смотреть? Какие важнейшие тренды?
С точки зрения развития, спасения бизнеса, снижения затрат ― договариваться с банками о снижении ставок, о выплате, использовать любую возможность для слияния, поглощения, продажи части активов, чтобы выжить. С точки зрения создания любого экспортно-ориентированного производства ― сначала все, что возможно, продать за границу и получить валютную выручку, что останется ― продавать в стране.
Какие самые перспективные экспортные направления?
Неважно. Когда мы встаем, что мы первое делаем? Булочка и джем. Это хорошая булочка, хороший джем, это и есть хорошее производство. Неважно, что вы производите, важно, чтобы то, что вы производите, имело спрос и этот спрос был очевиден в Китае и Италии так же, как очевидна здесь итальянская или китайская кухня. Это создание высокотехнологичных производств, чтобы продвигаться на рынок там, экспортно-ориентированные рынки.
Неважно, это IT-технологии, швейная фабрика, фабрика по производству изделий из металла, пенопласта, панелей, производство продуктов питания. Главное ― продавать то, что вы производите на экспорт. Это снимет риски курсовых разниц, даст возможность закрепиться за рынки, в том числе и здесь. То, что сегодня говорит наше правительство и президент, ориентир должен быть туда.
Второе ― не корова к сену, а сено к корове. То есть надо создавать производства близко к границе с Китаем, Казахстаном, в Калининграде, ближе к Европе, чтобы минимизировать транспортные издержки.
И, конечно, непрерывная рефлексия, все время продвигать свой мозг, подготовка кадров, производственного персонала, создание рабочего класса, который может производить продукцию мировых стандартов. В общем, весь набор рыночных регуляторов, которые позволят вам продавать на экспорт.
Вы планируете открытие каких-то новых направлений бизнеса? У вас как раз сырьевое направление, недвижимость. Может быть, IT?
Мы занимаемся IT-технологиями и внутри страны, и в Белоруссии, в других бывших союзных республиках, а также в Восточной Европе. Мы занимаемся модернизацией нефтеперерабатывающих заводов, строительством химических производств, добычей нефти, строительством. Мы занимаемся всем, где можно заработать прибыль. Для нас неважно, что мы производим. Для нас важно произвести продукт, который даст возможность получить на вложенный рубль как можно больше отдачи. Если мы видим отдачу в этом месте, мы вкладываем туда.
Вы перечислили очень широкий спектр бизнесов, но вы не можете думать обо всем, должны быть любимые направления. На что вы сейчас обращаете внимание, что хотелось бы развивать?
Любимые ― это родители, друзья и родина, это мать, семья. Все остальное ― ничего личного.
Что вас увлекает?
Где больше прибавочной стоимости можно получить.
И где?
Сегодня нефть ― наиболее высоколиквидная. Это продается на экспорт, 100% экспортная выручка. Это товар, который не надо просить купить, его просят продать, ходят за ним. Сегодня это так. Есть другие отрасли, в которые мы вкладываем, ожидая такого же в будущем.
Какие?
Химическое производство.
Нефть же очень волатильна, сегодня она так, а завтра может упасть. Вы должны страховаться, хеджировать риски.
Это нефтехимия и IT-технологии, связанные с финансами.
Как у Германа Грефа, банки переходят в IT.
Я не знаю, как у Германа Грефа, дай бог, они справляются. Мы говорим о себе как о финансовой группе. Это IT-технологии, которые способствуют созданию продукта, который можно создать финансовым институтам и заработать деньги. Мы и они можем заработать на этом деньги.
Президент Путин говорит прежде всего о ЕврАзЭС. По части союзов свободной торговли вы видите перспективы для России и для себя лично?
Я не политик, не президент. У нас есть, слава богу, президент. Я бизнесмен. Для меня неважно, куда продать, важно продать и получить валюту. В Евразию, Италию, Китай ― какое значение имеет, куда я продаю? Мне нужна твердая валюта за мой товар.
Фото: Сергей Гунеев / РИА Новости