Владимир Познер: «Россия отстает от Запада на 50 лет»
Верховный суд США узаконил на территории всей страны однополые браки. Эту тему Дмитрий Казнин обсудил с журналистом, писателем Владимиром Познером.
Полную версию программы смотрите здесь.
Казнин: Скажите, пожалуйста, а вы как считаете, насколько сейчас актуально обсуждение этой проблемы в России, где по данным Левада-центра 86% резко против гей-браков, 27% считают, что геев надо лечить, оказывать им психологическую помощь, а 17% вообще считают, что их надо изолировать? Может быть, вообще с другого чего-то надо начинать сейчас в России?
Познер: Я не очень понимаю постановку вопроса. Это ведь все относится к уровню развития общества. То, что сейчас в России, было примерно так же в 50-х годах в Соединенных Штатах. Ведь пришли сейчас в Соединенных Штатах такого рода браки – так это сейчас, а ведь очень давно существует борьба вокруг этого: вокруг геев, вокруг отношения к ним. Просто в силу определенных обстоятельств Россия отстает от Соединенных Штатов, от целого ряда других стран лет на 50. И в этом смысле, конечно, ставить этот вопрос как проблему общества, я думаю, странно.
Другое дело, ставить вопрос вообще о терпимости, о том, что не надо трогать людей, не мешать им жить, если они своим поведением не мешают вам жить. Постепенно путем образования, школьного образования, телевидения, кино и т.д. постепенно внушить людям такое представление, что каждый имеет право жить так, как он хочет, если только он этим не лишает другого человека этой же возможности. Поставить у нас сегодня вопрос об однополых браках – это априори можно сказать, какой будет реакция, учитывая, что мы находимся вот на этом уровне развития.
Казнин: Есть ведь и другое мнение, что мы не то чтобы отстаем от США и от цивилизованного мира, а идем в другую сторону. Что у нас мракобесие, что в Средневековье мы скатываемся, и скоро начнем сжигать людей заживо. Это очень распространенная точка зрения среди либеральной части общества.
Познер: Мне представляется так, что страна сегодня сильно разделена на относительно меньшее количество людей, которых мы называем либералами, хотя они, на самом деле, во многом совсем не либеральны, они такие же категоричные и такие же нетерпимые к другому мнению, как большая часть общества, которая не является либеральной, а считает себя консервативной. И обе стороны абсолютно так же дерзко и так же категорично судят других. Я абсолютно не считаю, что у нас Средневековье. Я повторяю: то, что сегодня у нас, было в целом ряде других стран. Ну а раз речь идет о Соединенных Штатах, то конкретно в Америке это было не так-то уж давно. Я когда была в Соединенных Штатах в 90-х годах, там сожгли дом, в котором жили люди, которые болели ВИЧем. Это было совсем недавно. Поэтому вот эти категорические заявления, они громко звучат, но они довольно бессмысленны.
Казнин: Ну, угрожает что-то людям, которые…
Познер: Угрожает в определенных регионах, в определенных местах. Да, угрожает, потому что есть определенный страх, что они не такие, что они какие-то не те, они извращенцы. Да, опять-таки, это общие явления. Недаром в той же Америке, скажем, геи стали жить в одних местах. Есть такое место в Сан-Франциско, которое называется Кастро. Вот этот район был создан геями именно для того, чтобы они там могли жить спокойно, без страха того, что их идут избивать или убивать. Страны проходят через вот эти периоды. И поскольку Россия – сильно отсталая страна, и в этом, конечно, роль сыграла Русская православная церковь, в отсталости, ну вот, она проходит через этот период. Проходит это тяжело, это подчас сопряжено с реальными потерями, но ничего не поделаешь. И перескочить через какой-то уровень развития никому никогда не удавалось. Знаете, из первого класса сразу в восьмой не попадают.
Казнин: Ну, все-таки и вы, наверное, Владимир Владимирович, знаете людей, которые чужды этим крайностям. Это люди, действительно, с традиционным укладом, которые действительно на глубинном уровне не принимают это. Как быть? Их ведь очень много.
Познер: Да, есть такие люди. Один из моих…человек в моей команде работающий, с которым мы сделали много прекрасных программ и так далее, он категорически этого не понимает и против этого. Ну что ж, это такой… Кстати говоря, в тех странах, где все уже разрешено. Вчера многих снимал людей, которые против. Вспомните, какие демонстрации были во Франции по поводу однополых браков – массовые прямо выступления были. Это вещи, которые всегда прятались из-за церкви, конечно, главным образом – предавались анафеме. И это глубоко сидит в нас, вот такое вот отношение: раз что-то в этом есть порочное – вот мы так на это реагируем.
Фото: www.kinowar.com