Топ-10 фильмов десятилетия по версии Дениса Катаева
В конце года принято подводить итоги. Культурный обозреватель Дождя Денис Катаев сделал подборку лучших фильмов десятилетия. Теперь вы точно знаете, что стоит посмотреть на январских каникулах!
10. «Школа». Валерия Гай Германика, 2010 год.
«Школа» Германики – проект эпохальный и знаковый, с которого, можно сказать, и началась новая эпоха в российском кино. Вот так нагло, громко и безапелляционно. Это манифест молодых: мама, папа, пошли вы, мы хотим теперь рассказывать о себе сами, как есть, начистоту. Так что никаких культурных апроприаций. Смелость Германики как будто всколыхнула нашу индустрию и других режиссеров. В нашем болоте запахло свежестью. И правда, так раньше о своих проблемах еще никто не говорил, на понятном языке, без кадетских пошлостей. И никакой это не сериал, а целая киновселенная со своими экспериментами и революционными находками в области визуальной стилистики. Чего стоила только эпохальная 66-я серия о последних часах жизни главной героини, снятая без склеек. В общем, «Школа» – это был такой нужный прорыв и принуждение к реальности.
9. «Племя». Мирослав Слабошпицкий, 2014 год
«Племя» – самый главный инклюзивный кинопроект декады, который стал больше, чем просто социальное высказывание на тему, это именно что кино, радикальное кино про настоящую страну глухих. С этим важным экспериментом украинский режиссер Мирослав Слабошпицкий сначала покорил Канны, а потом и весь мир. В его фильме не звучит ни одного слова, потому что все герои – глухонемые. Картина полностью снята на языке жестов, без субтитров и закадрового голоса, и рассказывает о жизни подростков за стенами специализированного интерната для слабослышащих. И люди здесь все реальные, они не играют, это не актеры в кадре. А потому cinéma vérité, да так, что оторваться от происходящего не получается. Этот мир герметичен и закрыт, это своя глобальная сеть, Underworld, где все живут по своим правилам и понятиям, своего рода тоталитарная секта, наподобие коммунистических республик. И от того боль на экране передается как-то еще сильнее и отчетливее. Смелый и уверенный шаг Слабошпицкого позволил шире раздвинуть рамки кинематографа. «Племя» – уже исторический проект.
8. «Неоновый демон». Николас Виндинг Рефн, 2016 год
Рефн – главный киноэстет этого драйвового десятилетия. Его неоновые хиты доводят до экстаза настоящих киноманов, а он не стесняется в выплеске своих ярких эмоций. Его неонуар может стать новым стилем а-ля Рефн. Кульминацией такого рода творчества, конечно же, стал «Неоновый демон». Это самый радикальный и бескомпромиссный опус датчанина. Лихой эссе-дневник про 16-летнюю модель в Лос-Анджелесе рассказывает о красоте, которая априори преступна. Во вселенной Рефна она не спасает мир, а сводит людей с ума. Современная сказка про Золушку оборачивается диким стебом и кровавой жестью с оторванными органами. Потому что оппозиции красоте – это ужас. Потому что в этом мире только красота – главная валюта, как говорит один из героев. Все остальное – разрушение и смерть. На выходе – современное искусство от художника, который пробует, провоцирует и разжигает.
7. «Елена». Андрей Звягинцев, 2011 год
Андрей Звягинцев – безусловно, главный российский режиссер этой десятилетки, в том числе и для мирового зрителя. Это теперь наш новый Тарковский на экспорт, если угодно. Все его фильмы показывали в Каннах, в том числе в основном конкурсе. Были и реальные шансы получить «Оскар», но все еще впереди. Однако определяющее значение получила именно «Елена», картина, которая получила главный приз в почетной программе «Особый взгляд». «Елена» – философская притча, замешанная на семейном сюжете про предательство, которое зашито на каком-то физиологическом уровне. Мезальянс нового тысячелетия показан с разных ракурсов, а все главные проблемы современности в парадигме свой—чужой обретают здесь максимально наглядное и живое воплощение. Я бы назвал «Елену» самым радикальным фильмом Андрея Звягинцева, по силе воздействия на аудитория, по моральной проблеме, с которой сталкивается зритель после просмотра. Это один из важнейших российских фильмов нашего времени, такой парафраз с другим значимым режиссером современности Михаэлем Ханеке.
6. «Милый Ханс, дорогой Петр». Александр Миндадзе, 2015 год
Сценарист и режиссер Александр Миндадзе снял удивительно тонкое кино про ощущение и предчувствие надвигающейся катастрофы, про предчувствие мировой войны, о людях, которые становятся двигателями в мясорубке истории. И тем самым лучше всех передал цайтгайст, дух эпохи. Главные герои – группа немцев, которые варят оптическое стекло на советском заводе за несколько дней до войны. Все в этом фильме проникнуто состоянием тревоги и напряжения, которое описывается простым выражением – «что-то пошло не так». Очень симптоматично для минувшей декады в нашей стране. Все проникнуто какой-то зловещей пустотой. В такой же пустоте под механический скрежет колес условные Ханс и Петр, серая масса людей, едут на завод в вагонетках. И только в некоторых сохранилось еще что-то человеческое. Миндадзе снял концептуальное, но при этом пронзительное кино про людей, которые становятся жертвами войны. Все они – и немцы, и русские – одни и те же люди, жертвы двух тоталитарных систем. И как правильно написала главный специалист по творчеству Миндадзе Мария Кувшинова в своей книжке: «Ханс — это рыба, которая уже проглотила крючок и в последних судорогах дергается на леске, а мы дергаемся вместе с ней».
5. «Ла-ла Ленд». Дэмьен Шазелл, 2016 год /«Назови меня своим именем». Лука Гуаданьино, 2017 год
Два самых красивых и искренних фильма десятилетия очень похожи друг на друга. Мюзикл «Ла-Ла Ленд» порвал все шаблоны, связанные с этим жанром. Пожалуй, самый талантливый молодой режиссер этой декады Дэмьен Шазелл смог сотворить что-то совершенно невероятное с помощью Райана Гослинга, Эммы Стоун и нескольких филигранных музыкальных номеров. «Ла-Ла Ленд» – это яркий и душераздирающий фильм про внезапную любовь, мечту и утраченные иллюзии в городе грез. Начинающая актриса и джазовый музыкант строят свою жизнь, карьеру, но, в итоге, пропускают судьбу, проходят мимо друг друга. В итоге «Ла-Ла Ленд» получился про легкое дыхание Голливуда. «Назови меня своим именем», – тоже история первой и настоящей, чистое и нежное кино про summertime sadness или первую любовь в лучах солнца. Между 17-летним подростком Элио из хорошей семьи и учеником его отца Оливером, молодым ученым, закручивается невероятная страсть, которую тяжело сдержать в себе. Это непорочное кино про зачатие важных чувств, без которых душа умрет уже 30-ти годам, потому так важно успеть это познать. И пусть будет невыносимо больно, это просто это означает что ты живой и свободный. Просто такая сильная любовь. Оба фильмов про ту самую единственную любовь в жизни, которая возникает совершенно случайно, но мимо которой надо бы не пройти. Упустишь и не поймаешь.
4. «Отрочество». Ричард Линклейтер, 2014
Главный кинопроект десятилетия – это очередной успешный эксперимент Ричарда Линклейтера. «Отрочество» – это его 12-летний долгострой про взросление, которое он снимал в реальном времени с одними и теми же актерами, которые старели вместе с героями. В итоге, картина уже стала культовой и получила шесть номинаций на «Оскар». Семья перемещается по стране, а мы наблюдаем за их разговорами, за тем как растут дети, как все члены этой семьи выясняют отношения друг с другом и друзьями, влюбляются, расстаются, учатся. В общем, бытовуха, которая в гениальной работе Линклейтера с актерами и сюжетом обретает контуры чего-то глобального и универсального. В результате, режиссеру удалось то, что не всегда получается даже у документалиста – зафиксировать жизнь и время
3. «Жизнь Адель». Абделатиф Кешиш, 2013 год
«Жизнь Адель» Кешиша – безусловно, самый чувственный манифест десятилетия, классическое пособие по воспитанию чувств. Синие волосы незнакомки и их самый теплый цвет становятся для юной и познающей жизнь Адель проводником в новый мир страстей и настоящей жизни, после которого возможно тяжело оправиться. Эта тактильное притяжение покорило самого Спилберга, у которого не было раздумий, кому отдавать Золотую пальму на Каннском кинофестивале. Зашкаливающая энергия, откровенные сцены и эмоции нараспашку – вот эта оголенная честность в итоге и сработала. Дуэт Леа Сейду и Адель Экзеркопулос стал идеальным тандемом в современном кино. Ну а гимн красоте и безусловной любви прозвучал из самой страстной страны Франции. Vive l’amour!
2. «Корпорация „Святые моторы“». Леос Каракс, 2012
Режиссер Каракс славится своими долгостроями, а каждый его фильм становится провалом для продюсеров. Но для настоящего синефила каждая его премьера – большое событие. Вот и Holy Motors в итоге прочно вошел в историю. Одиссея monsieur Merde или по-русски господина Дерьмо стало манифестом кино-безумия и режиссерской отваги. Это альтер эго режиссера в исполнении любимого актера Дени Лавана, который показывает себя наконец во всей красе и постоянно меняет образы. То убийца, то нищий, то директор предприятия, то отец семейства, а в какой-то момент и вовсе превращается в подземного монстра. Прекрасная фантасмагория разворачивается в Париже – на мосту Александра Третьего, на кладбище Пер-Лашез, в знаменитом отеле Рафаэль, в катакомбах, наконец. В общем, удивительный аттракцион метаморфоз, который стал еще одним символом Парижа как и легендарный универмаг Самаритен.
1. «Твин Пикс». Дэвид Линч, 2017 год
Дэвид Линч 25 лет спустя уделал всех и он становится бесспорным лидером десятилетия. Его третий сезон – никакое не продолжение тех двух «Твин Пиксов» и даже не сериал, это полноценное кино-высказывание. Наконец-то вселенная Линча буквально по кирпичикам обретает свое визуальное воплощение, но совы не перестают казаться не тем, чем кажутся, вот только агент Купер обретает своего доппельгангера — не очень приятного двойника. Зритель вместе с любимыми постаревшими героями с головой погружаются в интерактивные лабиринты черного вигвама, и пытаются понять теорию большого взрыва, вплоть до атомного. Но ответ все равно так никто и не получил, зато сам Линч сумел, пожалуй, изобрести самую увлекательную головоломку XXI века на данный момент.
Не бойся быть свободным. Оформи донейт.