«Это противоречит конституционному праву на выезд»
Председатель думского комитета по безопасности Ирина Яровая и председатель комитета по обороне Совета Федерации Виктор Озеров внесли на рассмотрение в Госдуму законопроект, по которому расширяются основания, по которым гражданам России запрещается выезд из страны. В законопроекте также предлагается снизить до 14 лет возраст уголовной ответственности за терроризм и ввести в Уголовный кодекс новую статью — «Акт международного терроризма».
Фото: РИА Новости / Максим Блинов
В законопроекте говорится, что гражданину России могут запретить выезд из страны в том случае, если ему будет объявлено официальное предостережение о недопустимости действий, которые создают условия для совершения преступлений террористической направленности. Такой запрет будет действовать для гражданина страны в течение пяти лет со дня объявления.
Также предлагается запретить выезд тем, у кого есть неснятая или непогашенная судимость за осуществление деятельности, сопряженной с террористической по статьям о захвате власти, насильственного удержания власти, вооруженном мятеже или преступлениям экстремистской направленности.
Предостережение, поясняет адвокат Сергей Бадамшин, это выражение государственным органом недопустимости в будущем совершить какие-то действия либо прекращение каких-то действий, которые могут привести к каким-либо негативным последствиям в будущем. Его может вынести орган исполнительной власти — прокуратура или органы исполнительной власти по федеральной службе безопасности.
По словам Бадамшина, законопроект предполагает фактически ограничение конституционного права, статьи 27, где говорится о праве каждого гражданина свободно выезжать за пределы России и возвращаться в страну.
Как в России признают экстремистом. Абсурдные истории. Исследование центра «Сова»
«Все остальные ограничения антиконституционны», — говорит он. По его словам, законопроект — «в контексте пакетов антиэкстремистской направленности, когда людей сажают за мнение, за перепосты, за картинки, за высказанные суждения, за критику в отношении органов государственной власти, которым вменяют экстремизм».
С ним согласен и член Совета по правам человека Илья Шаблинский. «Эта инициатива противоречит Конституции. Конечно, право на выезд может быть ограничено законом, но для того, чтобы его ограничивать, должны быть очень серьёзные основания. Если человек отбыл срок, но у него непогашенная судимость — чем ограничение на выезд может помочь в защите тех ценностей, о которых говорится в Конституции, например, безопасности государства?», — считает он.
Директор аналитического центра «Сова» Александр Верховский, в свою очередь, отмечает, что новые поправки предлагают ужесточить и многие другие моменты. «Достаточно сказать, что за публикации в социальных сетях с экстремизмом будет не штраф, а лишение свободы. И, выходит, что, во-первых, человек отсидит, а потом еще несколько лет, пока судимость не снимется, никуда еще не сможет поехать», — говорит он.
Верховский ссылается на статистику, по которой в 2015 году было 240 человек, осуждённых за публичные высказывания экстремистского характера. За все преступления, связанные с экстремизмом были осуждены 350 человек.